Динамика фонетических межпоколенческих изменений при реализации глухости-звонкости смычных взрывных согласных в устной речи русскоязычных билингвов Германии
Татьяна Витальевна Лыпкань
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Сергей Сергеевич Хромов
Докладчик
профессор
Московский политехнический институт
Московский политехнический институт
Ключевые слова, аннотация
Время начала озвончения (ВНО), дети и
взрослые-билингвы в Германии, глухость-звонкость.
Тезисы
Наиболее
надежным акустическим коррелятом, различающим пары взрывных согласных по
глухости — звонкости, можно считать показатель времени задержки
голоса относительно момента взрыва согласного (время начала озвончения, или ВНО) — это время начала
колебания голосовых связок относительно момента взрыва. Длительность ВНО
измеряется в миллисекундах (м/с). Длительность ВНО в разных языках
различная. Исходя из этих данных можно предположить, что ВНО может
подвергаться действию межъязыковой фонетической интерференции в ситуации
немецко-русского билингвизма. Для измерения длительности ВНО
нами был проведен эксперимент в 2014 г. в г. Бохум (Германия; земля Северный
Рейн — Вестфалия) в Рурском университете, в русском культурном центре «Исток», а также в еврейском языковом центре «Yahad
Haverim Verein». Целью описываемого эксперимента являлось определить длительность ВНО у участников исследования и сравнить его
с характерной длительностью ВНО в русском и в немецком языках при чтении вслух фонетически
представительного текста. Участниками эксперимента были 11 детей-билингвов и 9 их
родителей. Звонкость русских смычных взрывных согласных вызвала наибольшие трудности у всех участников вне зависимости от их возраста, использования ими
русского языка; ее диапазон не соответствовал ни русским, ни немецким
согласным, что
свидетельствует об образовании в речи билингвов промежуточной или своей
собственной системы. У взрослых в этом случае можно говорить о процессе
фонетической аттриции. По результатам анализа детской речи можно предположить, что звонкость согласных не является врожденным признаком. При реализации ВНО глухих смычных взрывных
согласных дети-билингвы и взрослые использовали ВНО русских согласных,
что свидетельствует о большей устойчивости признака.