Голосовое сообщение как новая речевая технология для удобной коммуникации
Альбина Владимировна Каминская
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Устно-письменная форма, компьютерно-опосредованная коммуникация, комфортное взаимодействие, веб-жанры, голосовое сообщение.
Тезисы
Сегодня невозможно представить повседневное общение без использования
Интернета, который создал уникальное коммуникативное пространство, где
человек может выбирать тип общения, соответствующий его целям и
мотивациям: чат, смс, видео-звонок, блог, форум, влог и т. д. (Лысенко
С. А., 2010). Социолингвистика проявляет все больший интерес к
исследованию Интернет-коммуникации, которая быстро развивается и
создает новые возможности, жанры и виды общения. Важное место в этой
парадигме принадлежит голосовым сообщениям, которые набирают
популярность благодаря удобству в использовании. На сегодняшний день эта
функция доступна во всех самых распространенных мессенджерах и
социальных сетях (Вконтакте, Facebook, Whatsapp, Viber, Telegram). Цель
моего сообщения — рассмотрение социальной и психологической мотивации к
использованию голосовых сообщений. В ходе анализа материала в размере
100 голосовых сообщений людей разного возраста (18–60 лет), пола, рода
деятельности (студенты, рабочие, офисные сотрудники, фрилансеры и др.)
было обнаружено разнообразие речевых жанров, таких как диалог и монолог,
личный дневник, построенный на отрывках записанной информации,
обсуждение конкретных сюжетов (поделиться эмоциональными впечатлениями или серьезная беседа, тщательно оформленная средствами лингвистической вежливости, чтобы установить комфортную обстановку с адресантом). Коммуникативный анализ также был выполнен с помощью опроса об отношении авторов к этому виду коммуникации.