Маяковский во французских романах Эльзы Триоле
Николай Николаевич Зубков
Докладчик
главный научный сотрудник
Библиотека иностранной литературы
Библиотека иностранной литературы
Ключевые слова, аннотация
Эльза Триоле, Маяковский, французский роман.
Тезисы
Маяковский был для Эльзы Триоле не только близким человеком и великим
поэтом, но и литературной темой. Его прижизненная и посмертная судьба значимо трансформировалась
в фабуле ее романов.
Первая часть романа «Никто меня не любит» (1946; впоследствии вошел в
состав романа «Анна-Мария») рассказывает о дружбе главной героини с актрисой
Женни Боргез. В одном из эпизодов говорится о рисунках, на которых Женни изображена точно
так, как рисовала Маяковского погибшая из-за любви к нему Антонина Гумилина.
Между тем, об этом факте жизни поэта тогда знало считаное число людей. С учетом этого
проясняется основная тема всего романа: одиночество в мире, где «никто никого
не любит».
Роман «Монумент» (1957) основан на действительном событии — самоубийстве
автора памятника Сталину в Праге. Однако главный герой романа имеет черты сходства и с Маяковским: в
частности, он гибнет в том же возрасте (реальный скульптор был много старше). Кризис
идеи служения художника социализму — основная проблема романа, а многочисленные
явные и скрытые цитаты из Маяковского играют в нем ключевую роль.
В романе «Великое никогда» (1965) прямых отсылок к жизни и творчеству
Маяковского нет, но он осмысляет ситуацию, когда жизнь знаменитого человека,
ставшего достоянием истории, теряет связь с реальностью. Размышления о
посмертной судьбе поэта и, в частности, о положении Лили Брик в СССР,
несомненно, лежат в основе и этого романа.