Урочища русской памяти
Жорж Нива
Докладчик
профессор
Почетный профессор Женевского университета, академик Европейской Академии
Почетный профессор Женевского университета, академик Европейской Академии
Ключевые слова, аннотация
Урочища русской памяти, русская литература, русская культура.
Тезисы
От истории до филологии — один шаг, поскольку история всегда — повествование (Поль Рикер). Карамзин и Мишле — этому примеры. Слава Петра Первого без од Ломоносова немыслима. Фильма Эйзенштейна «Бежин луг» без Тургенева и без Павлика Морозова не было бы — да и в конце концов не было, из-за Сталина.
Следуя за «Местами памяти» Пьера Нора, но в другом ключе, я придумал большой труд об «урочищах русской памяти» в двух томах. В ноябре 2019 г. вышел второй том — и третьему не быть.
Как архитектор я собрал 41 автора для 1-го тома, 39 авторов для 2-го. Среди сотрудников обоих сборников есть авторы из России, из Франции, Швейцарии, Америки, Украины, Италии, Германии, Израиля и Чехии.
Назову несколько тем: библиотека берестяных грамот, «дворянские гнезда», художественная память, музыкальная память, история религиозного чувства, рождение истории искусства, фольклористика, «женский вопрос», феномен «толстого журнала», пушкинские юбилеи, мавзолей Ленина, жестокость в кино… «Гипермнезия» и «амнезия» часто переплетаются в этих «Урочищах русской памяти» (по-французски Les Sites de la mémoire russe) — также как слава и страх, идеал реформатора и идеал деспота-просветителя, ненавистные восторженные иноплеменные взгляды. Окно в Европу или в Азию…
Следуя за «Местами памяти» Пьера Нора, но в другом ключе, я придумал большой труд об «урочищах русской памяти» в двух томах. В ноябре 2019 г. вышел второй том — и третьему не быть.
Как архитектор я собрал 41 автора для 1-го тома, 39 авторов для 2-го. Среди сотрудников обоих сборников есть авторы из России, из Франции, Швейцарии, Америки, Украины, Италии, Германии, Израиля и Чехии.
Назову несколько тем: библиотека берестяных грамот, «дворянские гнезда», художественная память, музыкальная память, история религиозного чувства, рождение истории искусства, фольклористика, «женский вопрос», феномен «толстого журнала», пушкинские юбилеи, мавзолей Ленина, жестокость в кино… «Гипермнезия» и «амнезия» часто переплетаются в этих «Урочищах русской памяти» (по-французски Les Sites de la mémoire russe) — также как слава и страх, идеал реформатора и идеал деспота-просветителя, ненавистные восторженные иноплеменные взгляды. Окно в Европу или в Азию…