Кино-нарратив: параметры контроля
Дмитрий Владимирович Галкин
Докладчик
профессор
Томский государственный университет
Томский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Нарратив, контроль, кино, интерактивное кино.
Тезисы
Один из ключевых вопросов исследований современного кинематографа связан с его комплексной нарративной структурой (включая различные эксперименты с уходом от нарративности в пользу чистой визуальности). Этот вопрос оказывается в центре внимания и при рассмотрения проблематики контроля, пытаемся ли мы вписать кино в поле проблематики надзора (в духе Фуко), или же трактовать его влияние в духе «теории эффекта» (а также теории интерпретации) в исследованиях медиа. Нарративная структура кинематографа включает, с нашей точки зрения, целую систему параметров контроля. С точки зрения художественного опыта, ключевым является контроль за простой перцептивной динамикой зрителя (ритм смены планов, динамика визуальной и акустической активации, объем различных данных по сюжету на единицу времени и др.). Все определяют скорость и насыщенность. Сюда же подключается различные формы контроля эмоционального отклика, но они в целом соединяют художественный опыт с системой жанров как определенным режимом потребления визуальной продукции (драма, комедия, экшн и др. содержат свою систему нарративного контроля за эмоциональным откликом). Однако в целом нарративный контроль вписывается в систему простых функций Проппа, в поле которых существуют свои жанровые конфигурации. Именно в этом пункте нарративные контроль определяет визуальные решения с точки зрения социального идеологического контроля (здесь мы можем аппелировать к критической теории культуриндустрии). В современной теоретической ситуации требуется дискуссия относительно а) зрительской интерпретации как формы контроля за смыслами кино-нарративов и б) возможностями когнитивной нейро-обратной связи в новых форматах интерактивного кинематографа (включая разработки игровой индустрии).