«Громы» и «молнии» в отечественной словесности
Irina Eduardovna Vasilyeva
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Топос, Новое время, русская литература, классическая проза, пейзаж, внешность, визуальные элементы.
Тезисы
XIX в. принято считать эпохой, когда происходит постепенная смена эстетических систем. В процессе этой глобальной перестройки качественно меняется сама природа словесной организации произведения: сложившаяся в многовековой традиции система топики, благодаря которой осуществлялась смысловая и формальная преемственность текстов в пространстве их исторического бытия, утрачивает свое конституирующее значение и постепенно разрушается. Вместе с тем эстетический язык Нового времени, как и любой язык, вырабатывает свои типологические конструкции и инварианты. И здесь уже имеющийся в культуре опыт аккумулирования смыслов оказывается очень важен. Русская литература XIX в., подобно другим европейским литературам этого времени, не строится на традиционной топике, но и не отказывается от нее полностью. Довольно часто мы можем наблюдать переосмысление традиционных топосов или различные варианты их «индивидуализации». В то же время достаточно активно идет и процесс выработки новых устойчивых конструкций.Доклад посвящен двум типам таких конструкций. К первому относятся традиционные топосы и новые устойчивые выражения, используемые при описании внешности персонажа в момент сильного эмоционального потрясения (напр., «как громом поражен», «молниеносный взгляд» и пр.). Ко второму — конструкции, маркирующие ситуацию, в которой находится герой в момент сильного эмоционального потрясения. В частности, речь идет об устойчивых элементах пейзажа и формулах его описания. На примере текстов из разных «кластеров» литературы прослеживается структурная и функциональная динамика данных конструкций.