(Не)подконтрольная тревога в структуре кинонарратива (на материале фильмов Бертрана Бонелло)
Лариса Евгеньевна Муравьева
Докладчик
независимый исследователь
Ольга Давыдова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Тревога, нарратив, аффективная нарратология, Бонелло.
Тезисы
В кинонарративе репрезентация эмоций способна конструировать наррацию точно так же, как и репрезентация событий. Тревога как один из комплексных эмотивных феноменов представляет в этой связи особенный интерес. Под тревогой в нарративе мы предлагаем понимать любую зону неопределенности, связанную как с полем нарратора или участника мира истории, так и с полем зрителя. Любопытно в этой связи рассмотреть случаи, когда тревога перестает соотноситься с конкретным субъектом и создается на пересечении событийно-рецептивного поля, моделируя нарративную интригу. Тревога в нарративе может соотноситься с конкретным эмоциональным состоянием участника мира истории или отсылать ко всей структуре нарратива и включаться в рецептивное производство, вызывая тревогу у зрителя; тревога может быть эксплицитной или имплицитной — т. е. может выражаться средствами киноязыка или создаваться за счет нарративной стратегии. Тревога может быть описана и как общая метафора опыта просмотра, состояние захваченности, аффективной вовлеченности, возникающей в том числе в ситуации провала привычных стратегий восприятия (понимания, разворачивания, удерживания) нарратива. Фильмы французского режиссера Бертрана Бонелло оказываются объединены именно этим давящим ощущением тревоги. Дестабилизируя нарратив, лишая зрителя привычных ориентиров в ходе развертывания истории, Бонелло в каждом фильме отказывается обеспечивать зрителю привычно безопасное «место», как это происходит в классическом кино. Предоставляя зрителю значительную степень свободы в рецепции наррации, Бонелло стремится поместить зрителя в состояние покинутости и одиночества, спутником которого и оказывается тревога. В ходе доклада мы попробуем описать нарративные стратегии Бонелло, контролирующие эту самую «нарративную тревогу».