Враг под контролем (кино про шпионов в СССР. Конец 1940-х —1950-е гг.)
Валерий Юрьевич Вьюгин
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Ключевые слова, аннотация
СССР, кино про шпионов, конец 1940-х —1950-е гг., топика контроля.
Тезисы
В сфере исследований, посвященных американской и западно-европейской массовой литературе и кинематографу, интерес к «шпионским жанрам» проявился очень давно, почти сразу после их появления. В России такого рода массовая литература — в отличие, например, от научной фантастики и детектива, которые в последнее время изучаются интенсивно, — еще только начинает привлекать к себе внимание. Чаще всего «шпионские» сюжеты, что вполне справедливо, рассматриваются в перспективе конспирологической построений или в рамках дискуссий о соцреалистическом дискурсе в целом, притом что собственная специфика этого достаточно автономного вида эстетической продукции зачастую остается за пределами аналитического рассмотрения. Доклад представляет собой попытку осмыслить особенности советских шпионских кинонарративов, созданных в эпоху холодной войны, во второй половине 1940-х и 1950-е гг. Речь пойдет прежде всего о вражеских агентах и противостоящих им отечественных контрразведчиках. В центре обсуждения, с одной стороны, окажется топика явного (на границе) и тайного (в глубине СССР) контроля над деятельностью иностранных шпионов, с другой — сюжет о том, каким образом скрытый враг подчиняет себе «неустойчивых» советских граждан. В месте с тем — как антиподу собратьям по профессии из капиталистических стран — внимание в докладе будет уделено и фигуре советского разведчика. К рассмотрению будут привлечены такие ленты, как «Поединок» (1944), «Подвиг разведчика» (1947), «Суд чести» (1948), «Секретная миссия» (1950), «Застава в горах» (1953), Опасные тропы (1954), «Голубая стрела» (1958), «Над Тиссой» (1958) и им подобные.