Музеи суеверий: новые социальные практики воображения фольклора
Кирилл Михайлович Королев
Докладчик
директор
АНО "Историко-кульутрный центр "Патрия" ("Отчизна")
АНО "Историко-кульутрный центр "Патрия" ("Отчизна")
Ключевые слова, аннотация
Негосударственный музей, фолькор, традиция, повседневность, социальные практики, массовая культура, брендинг территорий, фейклор, историческая память.
Тезисы
Приметой последнего десятилетия в области музейных практик можно назвать появление в ряде регионов России музеев русских суеверий и так называемых «русских парков», в экспозиции которых также отводится значительное место фольклорной (скорее, квази-фольклорной) составляющей отечественной истории и культуры. Как представляется, появление таких музеев во всем их разнообразии отражает современный «прагматический» подход к работе с коллективной памятью: репрезентация суеверий и фольклорных персонажей, реальных и мнимых (наподобие кота Баюна) отвечает, с одной стороны, ожиданиям целевой аудитории (потенциальных посетителей), которая предполагает увидеть именно такую картину традиционной культуры; а с другой стороны, формирует эти ожидания, в том числе предлагая посетителям региональные псевдо- и квази-фольклоорные бренды, призванные подчеркнуть не только своеобычность локальных вариантов культурной памяти, но и «укорененность» этих вариантов в традиционное представление о традиционной культуре. Статистика посещаемости указанных музеев и формы работы с посетителями, в них применяемые, убедительно доказывают, что для современной аудитории имеет значение отнюдь не аутентичность экспонируемых объектов, а собственное воображение этой аутентичности и «подлинного» контекста, ее окружающего. Безусловно, большинство этих музеев — даже чисто коммерческие учреждения — выполняют, помимо прочего, некую просветительскую миссию, но все-таки подобное производство и перепроизводство смыслов в рамках массовой культуры побуждает заново оценить комплекс идей, которые вкладываются в обозначение «фольклор» различными группами населения.