Личность Ричарда Львиное Сердце в истории и литературе
Елена Анатольевна Горшкова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Ричард Львиное Сердце, Мишо, Трачевский, Скотт, Юлет.
Тезисы
Личность Ричарда I Львиное Сердце (Richard the Lionheart, 1157–1199) часто
привлекала историков и писателей. Король-рыцарь, организатор и участник
Третьего Крестового похода (1189–1192), он прекрасно владел военным искусством
и искусством трувера. Родившийся в Англии, он большую часть жизни провел за
границей, являясь английским королем, он не знал английского языка. Несмотря на
это, Ричард пользовался большой популярностью и в Англии, и за ее пределами. Уже
при жизни о нем складывались легенды и баллады, однако впоследствии он был
незаслуженно забыт. Интерес к нему стал возрождаться, начиная с XVIII в., когда
была поставлена комическая опера «Ричард Львиное Сердце» (1884) французского
композитора А. Гретри (Grétry, 1741–1813). Особое внимание к личности Ричарда I начало проявляться с XIX в. благодаря выходу в свет исторических романов В. Скотта (Scott, 1771–1832) «Айвенго» (Ivanhoe, 1819) и «Талисман» (The Talisman, 1825), где автор
изобразил английского короля мудрым правителем и отважным воином. Вслед за
Скоттом о Ричарде I
написал другой английский писатель, М. Юлет (Hewlett, 1861–1923), чей роман «Ричард
Львиное Сердце» (The Life and Death of Richard Yea-and Nay, 1900) появился в России
с комментариями историка А. С. Трачевского (1838–1906).
Наряду с литераторами историки тоже не оставили вниманием
фигуру Ричарда I. В XIX
в. его упоминали в своих работах француз Ж. Мишо (Michaud, 1764–1839), англичанин Д. Грин
(Green, 1837–1883) и
др. Следует отметить, что литература и
история зачастую тесно переплетаются друг с другом, о чем справедливо заметила
Н. И. Басовская (1941–2019), сказав, что «литературный взгляд на историю,
при всех издержках, поправках, преувеличениях, вместе с тем дает то, чего не
найдешь ни в каких документах».