49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Византийские образцы в работе древнерусского книжника: к историко-литературной характеристике экфрасиса в составе Повести об убиении Андрея Боголюбского

Максим Валентинович Кужлев
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Ключевые слова, аннотация

Византийская литература, древнерусская литература, русско-византийские связи, Повесть об убиении Андрея Боголюбского, экфрасис.

Тезисы

Повесть об убиении Андрея Боголюбского помещена в Ипатьевской летописи под 1174 г. Повесть обладает сложной композиционной структурой, возникшей в результате переработки первоначального рассказа об убийстве князя в составе последующих летописных сводов. Каждая из композиционных частей Повести ориентирована на определенную жанровую модель. Похвала князю в начале Повести включает описание построенных им храмов: церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбове и Успенского собора во Владимире. Эти описания орентированы на жанровую модель экфрасиса и обнаруживают знакомство их автора с византийскими образцами этого жанра. В диссертации Т. Б. Рудомазиной «Летописные повествования о княжеской смерти» (2007) и статье о. Дионисия Мелентьева «Христианское переосмысление античных традиций экфрасиса в древнерусской письменности» (2013) анализируется смысловой план экфрасиса и отмечается его функция в структуре Повести (прославление князя). В историографии Повести еще не была предпринята попытка его историко-литературной характеристики. В отличие от византийской литературы, жанр экфрасиса не получил развития в литературе Древней Руси. Описание храмов в составе Повести об убиении Андрея Боголюбского является одним из немногочисленных для древнерусской книжности опытов построения экфрасиса. Целью доклада является обзор вероятных литературных образцов текста и характеристика его структуры с точки зрения жанровой модели экфрасиса.