Вопросительные местоимения «кто», «что», «какой» и ряды производных от них местоимений в онтогенезе
Софья Викторовна Краснощекова
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
Ключевые слова, аннотация
Местоимение, детская речь, освоение языка, вопросительные местоимения, отрицательные местоимения, неопределенные местоимения.
Тезисы
Русские
местоимения, принадлежащие к вопросительно-относительному, отрицательному и неопределенному
разрядам, формируют ряды, в основе каждого из которых лежит первичный и
морфемно наиболее простой компонент — вопросительно-относительное местоимение что,
кто, какой: ср. что — ничто — что-нибудь — что-то — кое-что и
т. д. Гипотеза данного исследования заключалась в том, что онтогенетическое развитие
местоименных рядов повторяет ход их исторического формирования, то есть дети
начинают осваивать подобные местоимения с базовых вопросительных, постепенно добавляя
к ряду производные лексемы. Также предполагалось, что вопросительное значение является
для ребенка наиболее выпуклым когнитивно, и именно на его основе развиваются
другие местоименные значения: неопределенность как некая интериоризированная
вопросительность; отрицательность как ответ на вопрос. Для проверки гипотезы
был проведен анализ данных речи 5 детей в возрасте от 1.5 до 2.8 (Ф.), 4.5 (Л.,
В., Х.) и 6.8 (К.) лет. Полученные результаты не полностью подтверждают
гипотезу: отношения между местоимениями в онтогенезе разнообразнее, чем
предполагалось изначально. Вопросительные местоимения превалируют над другими
только по частотности в речи детей, но не по возрасту, в котором они
осваиваются. Разные дети демонстрируют разный порядок появления местоимений:
если у Ф., К. и В., действительно, освоение начинается с вопросительных лексем,
то Х. начинает с отрицательного ничего и переходит к вопросительным примерно
через месяц; а в речи Л. первым появляется неопределенное какой-то и
только через несколько месяцев — вопросительные местоимения. Между рядами
местоимений также наблюдаются различия: к вопросительности тяготеют что
и кто, тогда как из ряда какой чаще используется и раньше
возникают неопределенные элементы.