49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

К вопросу о разработке рейтерских таблиц для уровней А1-В1 в тестировании по русскому языку как иностранному

Надежда Александровна Дубинина
Докладчик
специалист
Санкт-Петербургский государственный университет
Ирина Юрьевна Ильичева
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

ТРКИ, Тест по русскому языку как иностранному, рейтерская таблица, контрольный лист экспертной оценки.

Тезисы

Практика проведения ТРКИ за последние годы показала необходимость пересмотра системы оценки навыков говорения и письма на уровнях от ТЭУ/А1 до ТРКИ-I/В1 и разработки для субтестов «Говорение» и «Письмо» рейтерских таблиц, аналогичных используемым на уровнях от ТРКИ-II/B2 до ТРКИ-IV/C2. В момент разработки структуры ТРКИ в 1990-е гг. оценка навыков устного и письменного общения на уровнях от ТЭУ/А1 до ТРКИ-I/В1 была сфокусирована на языковой компетенции. В то время как в соответствии с принципами CEFR, в первую очередь, оценивается способность кандидата к устной и письменной коммуникации в рамках данного уровня. В настоящее время для оценки продуктивных речевых навыков используются контрольные листы экспертной оценки, в которых отмечается каждая допущенная кандидатом ошибка, каждая допущенная при выполнении задания неточность. При этом не оцениваются содержание высказывания, его композиционное построение, выбор лексико-грамматических средств и соответствие их уровню, на который претендует кандидат. С нашей точки зрения, при таком подходе уровень коммуникативной компетенции кандидата оценивается недостаточно точно. Решение проблемы, по нашему мнению, возможно с помощью разработки рейтерских таблиц, которые успешно используются для оценки продуктивных речевых навыков на уровнях от ТРКИ-II/B2 до ТРКИ-IV/C2. Предполагается, что рейтерские таблицы будут включать такие параметры, как интенция, содержание, композиция, соответствие использованных лексико-грамматических средств данному уровню, корректность использования лексико-грамматических средств. Отметим, что в большинстве распространенных в мире международных экзаменов по иностранным языкам на уровни А1–В1 используются именно рейтерские таблицы, и такая система оценки, мы полагаем, уже стала узнаваемой и понятной.