Парадоксы истории в драматургии Тома Стоппарда
Лилия Михайловна Широкова
Докладчик
преподаватель
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Ключевые слова, аннотация
История, постмодерн, парадокс, ирония, английская драматургия, авангард.
Тезисы
Статья посвящена одной из важнейших тем в творчестве
британского драматурга Тома Стоппарда — теме истории.
Том Стоппард — величайший из ныне живущих драматургов и мыслителей. О его актуальности и близости российской сцене говорит тот факт, что новая пьеса 2019 г. «Леопольдштад» уже переводится и готовится к постановке в Российском академическом молодежном театре (РАМТ). Тесная связь между Россий и драматургом объясняется не только его происхождением (драматург родился в Чехословакии), но и тем интересом, который Стоппард испытывает к исторической судьбе России. В 2007 г. постановка РАМТа трилогии «Берега Утопии» стала не только важнейшим культурным событием Санкт-Петербурга, но и вехой в развитии русско-британских культурных связей.
На протяжении всего творчества Стоппард обращается к историческому и культурному прошлому европейской культуры. Осмысление истории происходит в постмодернистской парадигме: история понимается иронично и становится поводом для словесной и смысловой игры. Однако, постоянное возвращение на протяжении всего творческого пути к историческим личностям, событиям и документам говорит об особом понимании Стоппардом роли истории и месте искусства в жизни общества и отдельного человека. С этим связан его интерес к авангардным течениям, в рамках которых происходила реабилитация искусства как общественной системы после полной его автономизации в русле эстетизма. Стоппард не переходит к полному отрицанию истории, которое провозгласил ранний постмодерн. Он провозглашает парадоксальное понимание исторических событий и закономерностей, которое находит отражение в поэтике пьес. Историческое и культурное наследие — тот материал, на котором драматург исследует вопросы места «искусства» и «истории» в социальной жизни общества.
Том Стоппард — величайший из ныне живущих драматургов и мыслителей. О его актуальности и близости российской сцене говорит тот факт, что новая пьеса 2019 г. «Леопольдштад» уже переводится и готовится к постановке в Российском академическом молодежном театре (РАМТ). Тесная связь между Россий и драматургом объясняется не только его происхождением (драматург родился в Чехословакии), но и тем интересом, который Стоппард испытывает к исторической судьбе России. В 2007 г. постановка РАМТа трилогии «Берега Утопии» стала не только важнейшим культурным событием Санкт-Петербурга, но и вехой в развитии русско-британских культурных связей.
На протяжении всего творчества Стоппард обращается к историческому и культурному прошлому европейской культуры. Осмысление истории происходит в постмодернистской парадигме: история понимается иронично и становится поводом для словесной и смысловой игры. Однако, постоянное возвращение на протяжении всего творческого пути к историческим личностям, событиям и документам говорит об особом понимании Стоппардом роли истории и месте искусства в жизни общества и отдельного человека. С этим связан его интерес к авангардным течениям, в рамках которых происходила реабилитация искусства как общественной системы после полной его автономизации в русле эстетизма. Стоппард не переходит к полному отрицанию истории, которое провозгласил ранний постмодерн. Он провозглашает парадоксальное понимание исторических событий и закономерностей, которое находит отражение в поэтике пьес. Историческое и культурное наследие — тот материал, на котором драматург исследует вопросы места «искусства» и «истории» в социальной жизни общества.