Западноевропейская живопись в философии искусства Александра Блока: герменевтика визуального образа
Светлана Дмитриевна Титаренко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Александр Блок, западноевропейская
живопись, философия искусства, визуальность, неоготика, образ-символ, трансформация
экфрасиса.
Тезисы
Доклад посвящен
проблеме понимания визуального образа, созданного в результате рецепции
западноевропейской живописи и представленного в философии искусства Александра
Блока. Анализируются статьи поэта, материалы записных книжек и художественные тексты.
Используются малоизученные материалы семейных альбомов Блока и книги из его личной
библиотеки с пометами поэта. Объектом анализа являются наиболее значимые для
Блока произведения живописи эпохи позднего Средневековья и Возрождения (Беато
Анджелико, Джиованни Беллини, Леонардо да Винчи), а также искусство европейского
символизма и модерна конца XIX — начала XX в. (А. Бёклин и др.), представляющие
значимость для формирования неоготического канона в русском символизме. Применяются
феноменолого-герменевтический и рецептивный методы, так как Блок создает теорию зрительного образа в поэзии как
поэт-символист, отвергая рациональные способы классического экфрасиса и основываясь
на субъективном опыте. Блок понимает теургическую функцию искусства как
создание визуального образа, рождающегося
в процессе рефлексии об искусстве. Показывается, что он стремится моделировать особую
точку зрения как умения видеть и кодировать сокровенные представления. Визуальный
образ предстает как иконический образ-отсылка, метафоризация отдельных элементов
или трансформационная модель. Он становится способом эстетической коммуникации,
ментальным или метафизическим понятием, символико-мифологическим кодом,
используется в качестве архетипического, играет роль в создании словаря
символов, в формировании блоковской мифологии и понятий философии искусства. Иногда
поэтом создаются визуальные образы «фиктивного» неоготического экфрасиса — «пейзажа
души», являющиеся следствием соединения зрительного
восприятия, культурной памяти и воображения.