Роль цвета и запаха в антиутопическом романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Павел Витальевич Силаев
Докладчик
доцент
Смоленский государственный университет
Смоленский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Антиутопия, цвет, запах, лексико-семантическое
поле, ядро, периферия.
Тезисы
В романе Р. Брэдбери «451 градус по
Фаренгейту» показано сложное духовное возрождение человека, постепенно осознающего степень манипулирования властями общества, где нельзя читать, самостоятельно
думать, а нужно лишь «потреблять развлечения». Начав интересоваться книгами и
чтением, Монтэг словно оживает, у него обостряются все чувства, особенно
осязание и обоняние, поэтому лексико-семантические поля «цвета» и «запаха» играют
в данной антиутопии важную, символическую роль. Данные поля расположены
асимметрично. Самое больше — поле цвета (в котором
присутствует только красный, черный, белый, желтый и зеленый) занимает первые
две трети романа. Поле запаха в начале романа проявляется точечно, наиболее
сильно оно репрезентировано в третьей части романа. В отличие от поля
цвета, поле запаха более метафорично, встречается «вспоминание» запахов, в его
состав входит больше переносных значений. Такое расположение семантических
полей помогает выявить взаимосвязь между ними. Семантическое поле цвета почти
всегда показывает героя до его морального перевоплощения (черно-белые будни,
пламя и пепел в работе пожарного и т. п.) как созерцателя, обладающего
конкретным мышлением, а семантическое поле запаха почти всегда связано с его
возрождением, с его новой настоящей жизнью, где он начинает реагировать,
перестав быть послушным «винтиком» системы, находит своих единомышленников и
обретает настоящую цель в жизни. Таким образом, можно утверждать, что философская
направленность антиутопического жанра подразумевает более внимательное
отношение к символическому значению описываемых особенностей чувственного
восприятия его героев (в нашем случае осязания и обоняния), что способствует более глубинному
проникновению в художественный замысел автора.