Крылатые выражения-неологизмы песенного и романсного происхождения в русском языке последней трети XX — начала XX в.
Светлана Григорьевна Шулежкова
Докладчик
профессор
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Ключевые слова, аннотация
Крылатое выражение, неологизм, синтетическое искусство, песня, романс,
авторство, языковой статус.
Тезисы
В русском языке
активизировалось обновление фонда крылатых выражений (КВ). Оно происходит за
счет заимствований и внутренних речевых
резервов. Активными поставщиками КВ становятся синтетические жанры
искусства, в том числе песня и романс. 60% фонда русских КВ, восходящих к
искусству, к началу XXI в. составили песенные и романсные строки.
Песенно-романсный корпус неологизмов насчитывает около 200 КВ. Он сформировался во время «заката» социалистической эпохи и складывания новых социально-экономических отношений. Песня перестала быть массовым жанром из-за социального расслоения общества и потому, что в цифровой цивилизации носители языка воспринимают искусство скорее как слушатели и зрители, а не как соисполнители. Основными источниками песенных и романсных КВ стали протестные, патриотические, военные и лирические произведения. Их авторы учитывают опыт создания народных, рабочих революционных и советских песен. Крылатыми могут стать зачин или финальная строка поэтического текста, в которые закладывается смысловое зерно (Времена не выбирают: в них живут и умирают). Нередко зачин превращается в рефрен и выносится в заглавие (Не валяй дурака, Америка!), а финальные строки каждого куплета повторяются, увеличивая их шансы стать крылатыми (Мы — долгое эхо, Мы вечная нежность, Мы — звездная память друг друга). Позаимствовав у массовой советской песни куплетный строй, современные авторы обычно вкладывают главную мысль в припев или рефрен (Батяня-комбат; Напрасные слова — виньетка ложной сути).
Песенные и романсные КВ могут выполнять номинативную функцию (девочка с Севера), играть роль лозунгов, призывов (За Россию до конца!), риторических вопросов (Что такое осень?) и т. д. Одна из задач современной неографии — их лингвокультурологическое описание.
Песенно-романсный корпус неологизмов насчитывает около 200 КВ. Он сформировался во время «заката» социалистической эпохи и складывания новых социально-экономических отношений. Песня перестала быть массовым жанром из-за социального расслоения общества и потому, что в цифровой цивилизации носители языка воспринимают искусство скорее как слушатели и зрители, а не как соисполнители. Основными источниками песенных и романсных КВ стали протестные, патриотические, военные и лирические произведения. Их авторы учитывают опыт создания народных, рабочих революционных и советских песен. Крылатыми могут стать зачин или финальная строка поэтического текста, в которые закладывается смысловое зерно (Времена не выбирают: в них живут и умирают). Нередко зачин превращается в рефрен и выносится в заглавие (Не валяй дурака, Америка!), а финальные строки каждого куплета повторяются, увеличивая их шансы стать крылатыми (Мы — долгое эхо, Мы вечная нежность, Мы — звездная память друг друга). Позаимствовав у массовой советской песни куплетный строй, современные авторы обычно вкладывают главную мысль в припев или рефрен (Батяня-комбат; Напрасные слова — виньетка ложной сути).
Песенные и романсные КВ могут выполнять номинативную функцию (девочка с Севера), играть роль лозунгов, призывов (За Россию до конца!), риторических вопросов (Что такое осень?) и т. д. Одна из задач современной неографии — их лингвокультурологическое описание.