49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

О поиске лингвистических коррелятов социальных ролей говорящего с помощью конверсационного анализа (корпусное исследование)

Татьяна Ивановна Попова
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ключевые слова, аннотация

Устная повседневная речь, конверсационный анализ, социальная роль, лингвистические корреляты, корпус.

Тезисы

Изучение повседневной речи на представительном материале русского языка стало возможно, в частности, благодаря созданию корпуса «Один речевой день» (около 1 млн. словоупотреблений, 1250 часов звучания, 128 информантов и около 1000 их коммуникантов). В корпусе зафиксированы все данные об информантах, что позволяет определять основные характеристики общения в разных социумах. Так, среди наиболее часто встречающихся социальных ролей говорящего (муж, жена, друг, коллега и др.) оказалось сложно выявить корреляции между социальной ролью и комплексом черт речевого поведения: непроходимых границ внутри ролевого набора говорящего не существует. В настоящей работе рассматривается конверсационный анализ как способ описания системы ролевых отношений, противопоставленных друг другу по принципу симметричности/асимметричности. В результате анализа 21 эпизода из «речевых дней» 6-ти говорящих удалось обнаружить разнообразные способы передачи очереди в диалоге. В случае симметричных отношений между говорящими (друзья, муж — жена): (1) смежные пары (вопрос — ответ); (2) пауза; (3) смех; (4) маркирование окончания мысли. В случае асимметричных отношений (клиент — служба сервиса, учитель — ученик, командир — курсант) диалог выстраивается прежде всего за счет поддержания одной ведущей темы.