О финале романа Е. И. Замятина «Мы»: оптимистическая трагедия?
Хунюань Ван
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Е. И. Замятин, «Мы», метароман,
синтез, интегральный образ.
Тезисы
Роман «Мы»
Е. И. Замятина нередко считается исследователями метароманом. Это роман
о творчестве, который по теме, сюжету, приемам и другим аспектам ведет диалог с
теоретическими и критическими работами самого писателя. В этом же отношении роман
является не только результатом художественного творчества, но и самоопределением
писателя в современной ему литературе и культуре.
Исходя из этой точки зрения, в данном докладе рассматривается неоднозначность финала романа. Обычно в окончании сюжета романа читательское внимание сосредоточено на трагическую встречу двух центральных персонажей: Д-503, снова потерявший свою душу через принудительную операцию, без чувств наблюдает измученную I-330 и твердо верит в победу разума, как в самом начале романа. Предполагаем, однако, что Замятин в этом финале употребляет так называемый «прием намеренного запутывания фабулы», связывая свои мировоззренческие идеи с другой, законченной ранее, но не менее важной сюжетной линии — судьбой О-90.
Сосредоточимся на образе О-90 потому, что мы видим в ней «интегральный образ» материнства, воплощение синтетической идеи Замятина и намек на жизненность кажущейся проваленной революции. Сочетание этих свойств в одном образе заставляет нас переосмыслить сюжетное развитие романа, поскольку эти понятия достаточно важны в размышлениях Замятина. Выделяя эту линию, мы можем расширить понимание трагизма финала романа.
Исходя из этой точки зрения, в данном докладе рассматривается неоднозначность финала романа. Обычно в окончании сюжета романа читательское внимание сосредоточено на трагическую встречу двух центральных персонажей: Д-503, снова потерявший свою душу через принудительную операцию, без чувств наблюдает измученную I-330 и твердо верит в победу разума, как в самом начале романа. Предполагаем, однако, что Замятин в этом финале употребляет так называемый «прием намеренного запутывания фабулы», связывая свои мировоззренческие идеи с другой, законченной ранее, но не менее важной сюжетной линии — судьбой О-90.
Сосредоточимся на образе О-90 потому, что мы видим в ней «интегральный образ» материнства, воплощение синтетической идеи Замятина и намек на жизненность кажущейся проваленной революции. Сочетание этих свойств в одном образе заставляет нас переосмыслить сюжетное развитие романа, поскольку эти понятия достаточно важны в размышлениях Замятина. Выделяя эту линию, мы можем расширить понимание трагизма финала романа.