49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Библейские и древневосточные имена в поэзии А. П. Сумарокова

Nikolay Aleksandrovich Guskov
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Сумароков А. П., русская литература XVIII в., русская поэзия XVIII в., антропонимы, библейские имена.

Тезисы

В докладе рассматривается использование библейских и древневосточных имен в поэзии А. П. Сумарокова. В 45 произведениях им употреблено 155 раз 41 имя. Функции их в сочинениях духовного и светского содержания различны. В первых такие антропонимы применяются чаще в своей непосредственной номинативной функции, в том числе и в составе перифрастических оборотов. Наряду с этим, перекладывая священные тексты, поэт обращался, как и с источником вообще, с личными именами довольно свободно: часто сокращал их вместе с удаляемыми фрагментами псалма или, напротив, вставлял там, где их нет в Библии. На фоне современной ему поэзии, с точки зрения антропонимики, произведения Сумарокова отличаются исключительно светским характером и их образность весьма далека от религиозной традиции, хотя и не порывает с нею вовсе. Это особенно заметно в торжественных одах. Часть панегирических текстов, содержащих библейские антропонимы, не издавалась при жизни писателя или перепечатывалась с сокращением соответствующих строф. За исключением единожды упомянутого Самсона, поэт не вводит в оды имен персонажей, оцененных в Библии положительно, ограничиваясь лишь именами языческих царей или божеств и мятежников, восставших против Моисея. Впрочем, в текстах Сумарокова это не всегда накладывает на данные имена резко отрицательную коннотацию. Наиболее интересна оппозиция имен «Агарь» — «Семирмида», выстроенная поэтом в одах.