Библейские и древневосточные имена в поэзии А. П. Сумарокова
Nikolay Aleksandrovich Guskov
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Сумароков А. П., русская литература XVIII в., русская поэзия XVIII в., антропонимы, библейские имена.
Тезисы
В докладе рассматривается использование библейских и
древневосточных имен в поэзии А. П. Сумарокова. В 45 произведениях им употреблено
155 раз 41 имя. Функции их в сочинениях духовного и светского содержания
различны. В первых такие антропонимы применяются чаще в своей непосредственной
номинативной функции, в том числе и в составе перифрастических оборотов. Наряду
с этим, перекладывая священные тексты, поэт обращался, как и с источником
вообще, с личными именами довольно свободно: часто сокращал их вместе с удаляемыми
фрагментами псалма или, напротив, вставлял там, где их нет в Библии. На фоне
современной ему поэзии, с точки зрения антропонимики, произведения Сумарокова
отличаются исключительно светским характером и их образность весьма далека от
религиозной традиции, хотя и не порывает с нею вовсе. Это особенно заметно в торжественных
одах. Часть панегирических текстов, содержащих библейские антропонимы, не
издавалась при жизни писателя или перепечатывалась с сокращением
соответствующих строф. За исключением единожды упомянутого Самсона, поэт не вводит
в оды имен персонажей, оцененных в Библии положительно, ограничиваясь лишь
именами языческих царей или божеств и мятежников, восставших против Моисея.
Впрочем, в текстах Сумарокова это не всегда накладывает на данные имена резко
отрицательную коннотацию. Наиболее интересна оппозиция имен «Агарь» — «Семирмида»,
выстроенная поэтом в одах.