49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Человек в обществе потребления: социальная проблематика пьес Х. Кампоса Гарсии «Naufragar en Internet», «…y la casa crecía»

Анна Александровна Багдасарова
Докладчик
доцент
Южный федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

 Постмодернистский театр, Х. Кампос Гарсия, испанская драматургия, театр ХХ в.

Тезисы

В докладе исследуется социальная проблематика пьес Х. Кампоса Гарсии «Naufragar en Internet» (1999), «…y la casa crecía» (2016). Х. Кампос Гарсиа — один из ведущих современных драматургов Испании, чей талант проявился не только в писательской, но и в режиссерской деятельности, что позволяет ему в полной мере участвовать в процессе постановки собственных пьес. На становление творческой манеры Х. Кампоса значительное влияние оказал театр абсурда, однако нельзя не отметить и влияния испанского костумбризма, а также традиций национального испанского театра Золотого века (entremeses, pasos). В исследуемых пьесах испанский драматург поднимает ряд значимых проблем: существование человека в условиях общества потребления, влияние технологий, в том числе компьютерных, на человеческую жизнь, роль денег в современном обществе. Так, в пьесе «…y la casa crecía» действие строится вокруг идеи тотальной несвободы современного человека, частным воплощением которой в пьесе становится ипотечная зависимость. Мечта о красивой и богатой жизни оборачивается для героев настоящим кошмаром. К тому же дом, в котором сконцентрировано действие, все разрастающийся на протяжении драмы, оказывается метафорой культуры потребления в целом и, с другой стороны, бесконтрольно расширяющегося цифрового информационного пространства, постепенно подчиняющего себе человека. Столь желанное в начале для героев пространство на деле оказывается для них фатальным, здесь они теряют свою индивидуальность, независимость и погибают в финале. В драме «Naufragar en Internet» остро звучит тема одиночества человека в мире, где потребление и накопление становятся самоцелью. Т. о. театр Х. Кампоса, демонстрируя следование принципам постмодернистской эстетики, поднимает целый ряд значимых для современного общества проблем.