49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Экспериментальные методики изучения детского связного текста

Полина Михайловна Эйсмонт
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Детская речь, связный текст, нарратив, эксперимент, методика извлеченных текстов, методика ключевых слов.

Тезисы

В докладе проводится сравнительный анализ методик изучения особенностей формирования цельности и связности устного и письменного текстов в рамках исследования развития речи. Сопоставляемые методики (методика извлеченных текстов, методика личного нарратива, методика ключевых слов, методика описания картинки) анализируются по таким параметрам, как: наличие/отсутствие предварительной подготовки; личная эмоциональная вовлеченность говорящего; наличие/отсутствие предварительно разработанного сюжета повествования; сложность и разнообразие эпизодической структуры нарратива, а также детальность описания отдельных событий. Кроме того, особое внимание уделяется целесообразности использования каждой из рассматриваемых методик для анализа организации цельности или связности текста, а также особенности их применения при проведении экспериментов с детьми разных возрастных групп. Данный анализ показывает, что экспериментальное изучение детского связного текста рекомендуется проводить с детьми не младше трех с половиной лет. В раннем возрасте наиболее плодотворным оказывается применение методики личного нарратива и методики описания картинки. Более сложные методики (методика извлеченных текстов и методика ключевых слов) рекомендуется использовать при проведении экспериментов с детьми старше пяти лет, так как такие задания требуют более глубокого понимания исходного сюжета.