Экспериментальные методики изучения детского связного текста
Полина Михайловна Эйсмонт
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Детская речь, связный текст, нарратив, эксперимент, методика извлеченных текстов, методика ключевых слов.
Тезисы
В
докладе проводится сравнительный анализ методик изучения особенностей
формирования цельности и связности устного и письменного текстов в рамках
исследования развития речи. Сопоставляемые методики (методика извлеченных
текстов, методика личного нарратива, методика ключевых слов, методика описания
картинки) анализируются по таким параметрам, как: наличие/отсутствие предварительной
подготовки; личная эмоциональная вовлеченность говорящего; наличие/отсутствие предварительно
разработанного сюжета повествования;
сложность и разнообразие эпизодической структуры нарратива, а также
детальность описания отдельных событий. Кроме того, особое внимание уделяется
целесообразности использования каждой из рассматриваемых методик для анализа
организации цельности или связности текста, а также особенности их применения
при проведении экспериментов с детьми разных возрастных групп. Данный анализ
показывает, что экспериментальное изучение детского связного текста
рекомендуется проводить с детьми не младше трех с половиной лет. В раннем
возрасте наиболее плодотворным оказывается применение методики личного нарратива и методики описания картинки. Более сложные методики
(методика извлеченных текстов и методика ключевых слов) рекомендуется
использовать при проведении экспериментов с детьми старше пяти лет, так как такие задания требуют более глубокого понимания исходного сюжета.