49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Мир детей в мифологических рассказах южной Псковщины

Наталья Валентиновна Большакова
Докладчик
доцент
Псковский государственный университет
Зинаида Васильевна Митченко
Докладчик
доцент
Псковский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Субкультура детства, семиотические оппозиции, мифологические рассказы.

Тезисы

Целью работы является раскрытие темы детства в региональном аспекте на основе архивной источниковой базы. Данная работа вписывается в общую задачу исследования собрания псковских мифологических рассказов, до сих пор не изученного в аспекте «субкультуры детства». На материале фольклорно-этнографическом архива лаборатории «Социогуманитаная регионика» ПсковГУ выявлено около 1050 мифологических рассказов, территориально связанных с южнопсковской историко-культурной зоной, из них тема детства отражена в 78 текстах. Изученный корпус текстов отражает как общие аспекты темы детства, так и область, обусловленную жанрово-тематическими особенностями источника. Мифологические рассказы, включающие детей, содержат отголоски архаических обрядов, в которых выделяются разные виды взаимодействия детей с мифологическими персонажами. В пространстве мифологических текстов, с одной стороны, «мир детей» противопоставлен «миру взрослых», а с другой — каждый взрослый информант является автором нарратива, вспоминая себя в состоянии детства, как бы заново переживая этот период. Таким образом, в самих текстах пересекается дискурс рассказчика-информанта о детях с дискурсом рассказчика-информанта о себе как о ребенке. Детский возраст вербализуется в мифологических рассказах разными способами: он может называться прямым указанием количества лет, или в текстах используются специальная лексика со значением «детский возраст». Субкультура детства анализируется в семиотическом аспекте через бинарные оппозиции: «мир детей» — «мир взрослых», «мир живых» — «мир мертвых», «мир нечистой силы» — «мир христианский», «дети теперь» — «дети раньше». Выявляются система общерусских и диалектных репрезентаций выявленных оппозиций.