Всеобщая компьютеризация и интернетизация как среда формирования новой фразеологии
Любовь Николаевна Чурилина
Докладчик
профессор
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова
Ключевые слова, аннотация
Фразеологизация, свободное словосочетание, УСК, метофоризация, профессиональный дискурс.
Тезисы
Профессиональная коммуникация в качестве «поставщика»
новых номинаций, в том числе и сверхсловных, изначально претендующих на статус «потенциального»,
в дальнейшей перспективе — собственно фразеологизма, исследуется достаточно
давно.
Специфика компьютерного/интернет дискурса как профессиональной коммуникативной среды определяется двумя факторами — глобализацией и беспрецедентным расширением числа потенциальных субъектов: профессиональным языком активно пользуются как профи, так и профаны («уверенные пользователи» гаджетов и интернета).
Каждый из названных факторов позволяет говорить об уникальности компьютерного/интернет дискурса как источника новой фразеологии:
Актуальной исследовательской задачей становится наблюдение за актуальными когнитивными процессами, обеспечивающими фразеологизацию.
Специфика компьютерного/интернет дискурса как профессиональной коммуникативной среды определяется двумя факторами — глобализацией и беспрецедентным расширением числа потенциальных субъектов: профессиональным языком активно пользуются как профи, так и профаны («уверенные пользователи» гаджетов и интернета).
Каждый из названных факторов позволяет говорить об уникальности компьютерного/интернет дискурса как источника новой фразеологии:
- с одной стороны, мы имеем дело с новой «культурной универсалией», в границах которой формируются новые концепты, которые обретают, благодаря языку-донору, не нуждающуюся в переводе форму вербального воплощения (социальная сеть, поисковая система, поисковый инструмент, публичный домен, черный список, утечка данных, хакерская атака и под.);
- с другой стороны, «внешними» по отношению к профессии субъектами дискурса запускается процесс «семантического обогащения», сущность которого (по Б. А. Ларину) заключается «в расширении и обобщении значения в сторону образной типичности» (британские/американские ученые, жизнь онлайн, поколение клик, в интерактивном режиме, лайкнуть информацию, файлы не сошлись и под.).
Актуальной исследовательской задачей становится наблюдение за актуальными когнитивными процессами, обеспечивающими фразеологизацию.