Письмо Аристея и сочинение Аристея Экзегета об иудеях
Екатерина Андреевна Дружинина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Письмо Аристея, иудейская эллинистическая литература, Аристей Экзегет, книга Иова.
Тезисы
Доклад представляет собой попытку
интерпретации 6-й главы Письма Аристея к Филократу (Ep. Arist. 6), где автор
намекает на знакомство с неким сочинением о происхождении иудеев. С точки
зрения О. Мюррея (1967), речь идет о сочинении
Аристея Экзегета, известном нам по одной цитате из сочинения Александра
Полигистора, которую приводит Евсевий Кесарийский (Eus. Praep. Ev. 9. 25).
Сопоставление текста 6-й главы Письма и этой цитаты позволило Мюррею
предположить, что автор Письма Аристея и Аристей Экзегет одно лицо. С нашей
точки зрения, более вероятно, что автор Письма был знаком с сочинением Аристея Экзегета об
иудеях и потому называет себя Аристеем.
Эта гипотеза позволяет уточнить датировку Письма Аристея. Сочинение Аристея Экзегета о роде иудеев, насколько можно судить по единственному сохранившемуся фрагменту, было написано во второй половине II в. до н. э. или в самом начале I в. до н. э., так как оно, с одной стороны, появилось после перевода книги Иова на греческий язык, а с другой — было известно уже Александру Полигистору (100 г. до н. э. — 40 г. до н. э.). Следовательно, автор Письма не мог жить раньше рубежа II–I вв. до н. э.
Эта гипотеза позволяет уточнить датировку Письма Аристея. Сочинение Аристея Экзегета о роде иудеев, насколько можно судить по единственному сохранившемуся фрагменту, было написано во второй половине II в. до н. э. или в самом начале I в. до н. э., так как оно, с одной стороны, появилось после перевода книги Иова на греческий язык, а с другой — было известно уже Александру Полигистору (100 г. до н. э. — 40 г. до н. э.). Следовательно, автор Письма не мог жить раньше рубежа II–I вв. до н. э.