Дидро — персонаж Дидро-драматурга
Марина Ринатовна Алташина
Докладчик
старший преподаватель
Российский государственный институт сценических искусств
Российский государственный институт сценических искусств
Ключевые слова, аннотация
Театр, Дидро, диалог.
Тезисы
Пьеса Дени Дидро «Побочный сын», написанная в 1757 г.,
сопровождается введением — «подлинной историей пьесы», где автор рассказывает о
знакомстве с молодым человеком по имени Дорваль, который поведал ему о своей
судьбе, а затем написал эту самую пьесу о побочном сыне.
После текста пьесы следует трехчастный диалог Дидро с Дорвалем, озаглавленный «Беседы о «Побочном сыне», где собеседники разбирают различные особенности этого драматургического произведения, анализируя тенденции современного им театрального процесса.
Так, приложение к пьесе становится трактатом, в котором Дидро представляет новаторскую театральную эстетику.
Следует отметить, что «Беседы о «Побочном сыне» и пьеса были задуманы как единое целое, где Дидро выступает одновременно в качестве автора, собеседника, зрителя и читателя.
Здесь Дидро становится персонажем, который в очередной раз (как, например, в романе-диалоге «Племянник Рамо») ведет диалог с самим собой.
При этом сам Дидро является носителем нормы, а его собеседник —новатором. Но собеседник автора Дорваль —это тоже Дидро.
В докладе будет проведен анализ этого типичного для философа раздвоения, которое позволяет высказывать новаторские идеи. Как проходит это раздвоение: что реального от Дидро в Дидро-персонаже и что — в Дорвале?
После текста пьесы следует трехчастный диалог Дидро с Дорвалем, озаглавленный «Беседы о «Побочном сыне», где собеседники разбирают различные особенности этого драматургического произведения, анализируя тенденции современного им театрального процесса.
Так, приложение к пьесе становится трактатом, в котором Дидро представляет новаторскую театральную эстетику.
Следует отметить, что «Беседы о «Побочном сыне» и пьеса были задуманы как единое целое, где Дидро выступает одновременно в качестве автора, собеседника, зрителя и читателя.
Здесь Дидро становится персонажем, который в очередной раз (как, например, в романе-диалоге «Племянник Рамо») ведет диалог с самим собой.
При этом сам Дидро является носителем нормы, а его собеседник —новатором. Но собеседник автора Дорваль —это тоже Дидро.
В докладе будет проведен анализ этого типичного для философа раздвоения, которое позволяет высказывать новаторские идеи. Как проходит это раздвоение: что реального от Дидро в Дидро-персонаже и что — в Дорвале?