49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Символика художественного пространства и способы его организации в пьесе Л. Н. Андреева «К звездам»

Синджу Пак
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Драматургия Леонида Андреева, пьеса «К звездам», символика художественного пространства, сценическое пространство, внесценическое пространство.

Тезисы

Доклад посвящен проблеме исследования художественного пространства пьесы Леонида Андреева «К звездам». Эта проблема в аспекте символических образов и структурной модели пространства еще мало изучена. В пьесе можно наблюдать две событийные линии: одна из них разворачивается в сценическом пространстве, другая же остается во внесценическом. Многие события пьесы «К звездам» разворачиваются во внесценическом пространстве, синхронно событиям сценического пространства. Главный герой — Николай, участвуя в революционном движении, которое у других героев аллегорически ассоциируется с дорогой «к звездам», оказывает влияние на слова, мысли и поведение практически каждого персонажа. Поэтому он, без сомнения, во многом определяет развитие драматических событий. Однако зрители не могут видеть ни революционных сцен, ни конкретных людей, в них участвовавших: эти события передаются через диалог персонажей. В пьесе создается контраст между «там» и «здесь», благодаря которому зрители активно участвуют в драме, не только наблюдая за событиями на сцене, но и реконструируя в своем собственном воображении невидимые события, развивающиеся параллельно им. Андреев сопоставляет «там», где боль и смерть стали обыденностью, с мирным и комфортным «здесь». Для того, чтобы еще больше подчеркнуть изоляцию «здесь», драматург придает большое значение символической функции звука и цвета, например, звукам метели и колокола, темным и размытым цветам. Андреев размещает сценическое пространство и персонажей не на переднем плане сцены, а на невидимом, заднем плане, при этом представляя их синхронно реалиям сценического пространства, что позволяет ему максимально абстрагироваться от повседневности и усилить драматичность событий внесценического пространства.