«Совэкспортфильм» в Финляндии: письма Петрова-Бытова П. П. 1946 г.
Mia Öhman
Докладчик
аспирант
Хельсинский университет
Хельсинский университет
Ключевые слова, аннотация
Киноэкспорт, кинопрокат, кинофикация, престиж, идеологическая борьба, культурные отношения.
Тезисы
Согласно материалам,
изданным в «Истории российской кинематографии (1941–1968)» В. И. Фомина,
главным специалистом мирового кинопроката «Совэкспортфильма» был Михаил
Калатозов (1903–1973), познакомившийся в США в начале 1940-е гг.
с практиками проката американского кино в зарубежных странах. В декабре 1945 г.
в Финляндию переезжал писатель, кинорежиссер Павел Петрович Петров-Бытов (1895–1960),
первый уполномоченный будущего «Совэкспортфильма». За 12 месяцев он разработал генеральную линию о практике проката советского кино в несоциалистической стране,
жители которой привыкли смотреть американские фильмы. Эти идеи Петров-Бытов изложил в своих письмах руководству «Совэкспортфильма» в Москве. Некоторые идеи Калатозова, и Петрова-Бытова были осуществлены сразу, но большинство советов оказалось возможным реализовать только
потом, в 1950-е гг. Возможно идеальным последствием новых правил для киноэкспорта — и таким образом самым удачным до сих пор достижением «Совэкспортфильма» — стал
фильм Калатозова «Летят журавли» (1957). Фильм остался единственным советским
полнометражным фильмом, который получил главный приз Международного Каннского
кинофестиваля (1958 г.). Доклад посвящен кинопрокату как контролирующему органу и практике проката советского кино в несоциалистических странах как отражению системы запретов и разрешений, за которыми стоят определенные идеологические цели.