49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Специфика репрезентации концепта «страх» в русской языковой картине мира

Елена Владимировна Сирота
Докладчик
преподаватель
Бельцкий государственный университет имени А. Руссо
Людмила Вячеславовна Парахонько
Докладчик
ассистент
Бельцкий государственный университет имени А. Руссо

Ключевые слова, аннотация

Концепт, антропология, языковая картина мира, языковая рефлексия, полевая структура концепта, лингвокультурология, паремия.

Тезисы

Антропоцентрический подход — одно из важных направлений развития современного языкознания, который связан с выявлением специфики воздействия человека на его язык, его мышление, культуру, его социальное развитие в целом. Это говорит о том, что нахождение человека в языке и языка в человеке находится в прямой зависимости от языковой рефлексии, рефлексива (метаязыкового выражения). Таким образом, речь идет о декодировании процессов оперирования сознания. Значит, в этот парадигматический ряд «антропология — метаязык, или языковая рефлексия» можно «встроить» и лингвокультурологию, т. к. она сопряжена с когнитологией. Но, в отличие от обычной когнитологии, исследуемое мышление окрашено национальным духом. Именно поэтому замкнуть данную парадигму предлагается результатом когниции — концептом «страх», который является облаченным в lingua mentalis, или ‘язык мысли’, по А. Вежбицкой. [Иванников, 2017, с. 341].  Учитывая, что нас интересует русская языковая картина мира, то вычленение семантического метаязыка производится из русских фразеологизмов, паремий, которые служат эквивалентом естественного языка. Таким образом, наметив смежность данных наук, обнаруживаем системность и в отношении концепта «страх». В нем можно выявить эквиполентную оппозицию, члены которой (ментальность и эмотивность) логически равноправны. Именно данному аспекту посвящено наше исследование.
Библиография
Иванников Е. Б. Языковая рефлексия: от метатекста к рефлексиву // Проблемы истории, филологии, культуры. №1. 2017. С. 341.