Перевод в сфере профессиональной коммуникации: к вопросу о статусе в теории и дидактике перевода
Александра Сергеевна Епимахова
Докладчик
доцент
Северный (Арктический) федеральный университет
Северный (Арктический) федеральный университет
Ключевые слова, аннотация
Перевод в сфере профессиональной коммуникации, специальный перевод, профессиональная переподготовка.
Тезисы
Перевод в сфере профессиональной коммуникации понимается как перевод, выполняемый специалистом в тематической области. В настоящее время это
понятие тесно связано с обучением по программе профессиональной переподготовки «Переводчик
в сфере профессиональной коммуникации», на которую поступают, в основном,
студенты технических направлений. Предполагается, что, получив диплом переводчика,
они смогут осуществлять письменный перевод текстов по своей специальности, не
выходя за ее рамки. Между тем, трудно представить себе, что выпускник с легкостью найдет работу переводчика только текстов по деревообработке,
строительству, электротехнике и т. д. Действительно, таких примеров немного. Ряд
выпускников становятся переводчиками «в полном смысле слова». Однако большая
часть изначально не намерена выходить на рынок переводческих услуг:
переводческие компетенции необходимы им в основной сфере деятельности для
профессионального развития и карьерного роста. Как показывает опрос выпускников
программы, реализуемой в Северном (Арктическом) федеральном университете,
полученные навыки перевода позволяют им выполнять перевод материалов из профессиональных
и научных изданий для коллег, не владеющих иностранными языками, вести деловую
переписку с зарубежными партнерами, проходить стажировки в иностранных вузах,
обучаться по программам двойного диплома. Навыки перевода в сфере
профессиональной коммуникации оказываются, таким образом, не какой-то отдельной
«недопереводческой» сферой, а важной частью профессиональной подготовки по
основной специальности. Поскольку применение этих навыков зависит от
профессиональной специфики, возникают трудности в организации учебного процесса
и преподавании, разрешаемые индивидуальным подходом к каждому слушателю, учетом
его специализации и целей обучения.