Содержание ассоциативного поля «счастье» в сознании молодежи (на материале психолингвистического эксперимента)
Алла Николаевна Стебунова
Докладчик
доцент
Донецкий национальный университет
Донецкий национальный университет
Ключевые слова, аннотация
Концепт
«счастье», ассоциативное поле, слово-стимул, слово-реакция.
Тезисы
На основе свободного ассоциативного психолингвистического эксперимента
сделана попытка изучить особенности осмысления концепта «счастье»
представителями донецкой студенческой молодежи, установить наполняемость
ассоциативного поля со значением «счастье» и определить модели ассоциативной
связи между словом-стимулом «счастье» и словами-реакциями. Свободный
ассоциативный эксперимент проводился среди студентов 1 курса филологического
факультета Донецкого национального университета в возрасте от 16 до 20 лет.
Суть опроса заключалась в том, что в ответ на предъявление слова-стимула
«счастье» респонденты должны были привести слова-реакции, вызванные данным
стимулом. В ходе эксперимента нами выявлены гендерные и возрастные особенности
в восприятии исследуемого концепта, а также его когнитивные признаки. Например,
наиболее частотные гендерные реакции на слово-стимул счастье таковы: мужчины (достойная работа — 40%; деньги/достаток —
24%; результат/достижения — 16%; удовольствие — 8%), женщины (любовь — 41,6%,
семья — 32%; удача — 15%; везение — 6,4%). Ядро ассоциативного поля «счастье» представлено в реализации причинных
связей, которые определяют ситуацию между стимулом и реакцией и представляют
тематические группы. Неоднородность
состава той или иной группы
является отражением динамических процессов внутри ассоциативного поля «счастье»,
которые представляют картину ценностей и нравственно‑моральных норм
студенческой молодежи.