49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Содержание ассоциативного поля «счастье» в сознании молодежи (на материале психолингвистического эксперимента)

Алла Николаевна Стебунова
Докладчик
доцент
Донецкий национальный университет

Ключевые слова, аннотация

Концепт «счастье», ассоциативное поле, слово-стимул, слово-реакция.

Тезисы

На основе свободного ассоциативного психолингвистического эксперимента сделана попытка изучить особенности осмысления концепта «счастье» представителями донецкой студенческой молодежи, установить наполняемость ассоциативного поля со значением «счастье» и определить модели ассоциативной связи между словом-стимулом «счастье» и словами-реакциями. Свободный ассоциативный эксперимент проводился среди студентов 1 курса филологического факультета Донецкого национального университета в возрасте от 16 до 20 лет. Суть опроса заключалась в том, что в ответ на предъявление слова-стимула «счастье» респонденты должны были привести слова-реакции, вызванные данным стимулом. В ходе эксперимента нами выявлены гендерные и возрастные особенности в восприятии исследуемого концепта, а также его когнитивные признаки. Например, наиболее частотные гендерные реакции на слово-стимул счастье таковы: мужчины (достойная работа — 40%; деньги/достаток — 24%; результат/достижения — 16%; удовольствие — 8%), женщины (любовь — 41,6%, семья — 32%; удача — 15%; везение — 6,4%). Ядро ассоциативного поля «счастье» представлено в реализации причинных связей, которые определяют ситуацию между стимулом и реакцией и представляют тематические группы. Неоднородность  состава той или иной группы является отражением динамических процессов внутри ассоциативного поля «счастье», которые представляют картину ценностей и нравственно‑моральных норм студенческой молодежи.