Образ Анны Болейн в англоязычных женских романах и исторических документах
Irina Igorevna Burova
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Личность в истории, биография,
любовно-исторический роман.
Тезисы
Образ Анны Болейн является исключительно
привлекательным для современных англоязычных авторов любовно-исторических
романов, особенно писательниц феминистского толка, видящих в ее судьбе
идеальный пример взлета прекрасной, талантливой женщины, ставшей жертвой
мужской тирании. В докладе предлагается анализ интерпретации истории Анны в женских
романах второй половины ХХ–XXI вв., таких как «Самое
королевское убийство» (1949), «Тайное дело короля» (1962) и «Леди в Тауэре»
(1986) Дж. Плейди, «Анна Болейн» (1957) Э. Энтони, «Обреченная королева Анна»
(2002) К. Мейер, «Вторая Болейн» (2004) Ф. Грегори, «Обещание королевы» (2012)
Л. Эндрюс и др. Общей для всех романов
об Анне чертой является стремление показать ее блестяще образованной, во всех
отношениях превосходящей остальных придворных дам особой, созданной для того, чтобы очаровывать мужчин. История
ее брака с Генрихом VIII оценивается либо как вынужденный
поступок, либо как проявление неуемных амбиций, что не позволяет никому из
авторов идеализировать героиню. Сюжеты романов очень близки, писательницы
обращаются к одним и тем же ситуациям, соревнуясь не столько в точности
воспроизведения событий, сколько в искусстве рассказа о них. Показательно, что,
повествуя о желании короля жениться на Анне как о причине Реформации в Англии,
романистки совершенно упускают из виду отношение к происходящему самой Анны. Между
тем за пределами художественных произведений остается и то обстоятельство, что в
воспоминаниях современников об Анне ее оценка определяется религиозными
воззрениями мемуаристов. Историко-биографические труды об Анне Болейн, не сильно отличаются по содержанию от романов. В докладе
предпринимается попытка показать ограниченность тех и других и дополнить изображенную
в них картину за счет исторических источников.