Реконструкция ритуала и использование фольклорного пения в современном польском антропологическом театре
Полина Михайловна Степанова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
Ключевые слова, аннотация
Театральная
антропология, зритель-соучастник,
искусство как проводник, ритуал,
тело-жест, телесные техники.
Тезисы
Польский
режиссер, создатель концепции бедного
театра, Ежи Гротовский с самого первого
своего спектакля, созданного в 1959 г.
на сцене экспериментального Театра 13
рядов, до последних своих публичных
лекций в Коллеж де Франс в 1990-е гг.,
посвященных театральной антропологии,
пытался вернуть театру функции ритуала,
не религиозного, а мирского действа,
которое сможет дать зрителю-соучастнику
осмысленность существования в мире.
Современный польский антропологический
театр стал прямым наследником идей
Гротовского, каждый из коллективов
обращается к культурному наследию
разных народов и времен, пытается с
помощью реконструкции оживить ритуальные
корни театра, а с помощью народного
пения воссоздать тонкие связи между
драматургическими структурами
повествования и живым участием в действе
зрителя. Песни польской деревни
встречаются с музыкой и танцем античного
театра в спектаклях Центра театральных
практик Гардженицы под руководством
В. Станевского. Театр Венгайте занимается
реконструкций литургической драмы и
создает площадные и церковные действа
с участием прихожан. Азбука античного
танца становится основой актерских
тренингов в театре Хорея, деятельность
которого имеет яркую социальную окраску.
Три основных метода реконструкции
ритуала в современном польском
антропологическом театре с целью
включения зрителя-соучастника в процесс
создания действа будут сформулированы
на основе анализа структуры трех
спектаклей «Ифигения в А…» (2007,
Гардженицы), «Игра о святом Франциске»
(2010, Венгайте), «Вакханки» (2012,
Хорея).