Литературная рецепция «Пиковой дамы» А. С. Пушкина
Ангелика Молнар
Докладчик
доцент
Дебреценский университет, г. Дебрецен, Венгрия
Дебреценский университет, г. Дебрецен, Венгрия
Ключевые слова, аннотация
Улицкая, Пушкин, «Пиковая дама», переосмысление, сюжет, семантический план.
Тезисы
В «Пиковой даме» А. С. Пушкина
жизненная нехватка (отсутствие денег) вызывает
потребность «переступления» разных (сюжетных, пространственных, моральных и
т. п.) границ. К другому исходу сюжета могла бы привести смена слова героя,
однако неосуществление необходимого сдвига как в его мышлении, так и в языке,
ведет к его полному крушению и символической смерти. Несколько иначе представляется
поднятый Пушкиным круг проблем в современной интерпретации классической
повести. Л. Улицкая в своей «Пиковой даме» решительно
изменяет как сюжет и наррацию, так и метафорический план претекста. В плане диалога с претекстом наблюдается
следующая картина. В связи с Пушкиным нами анализируется погода в роковую ночь: сильный
ветер, мокрый снег. Холод определяет все образы смерти. Это также развертывается в современном рассказе. Герой-мужчина, генератор
главного конфликта сюжета (попытки освободить свою семью от рабства Мур — «Пиковой дамы»), вводит литературную интерпретацию в мир рассказа. Таким
образом герой эксплицирует и сдвиг в современной интерпретации повести: не мать, а нелюбимая дочь
называется Анной Федоровной. Отсылку к повести Пушкина можно
обнаружить и в том, что там Лизавета
Ивановна постоянно сидит за рукоделием, а в рассказе Улицкой Анна Федоровна
отличается ручным мастерством. Последняя, в отличие от первой, не ждет своего
освободителя, не показывает романтические чувства даже в отношении своего бывшего
мужа. Пушкинская героиня находится под впечатлением романтических романов,
поэтому и заблуждается, однако в конце повести она выходит замуж. У Улицкой падает не Германн или Лизавета, а Анна Федоровна, будто от
солнечного/апоплексического удара и умирает. Ее муж и остается без семьи. В докладе сопоставляются как образы, так и метафоры оригинала и его современного прочтения.