49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Чтение vs понимание: есть ли связь между техникой чтения и пониманием прочитанного?

Светлана Владимировна Алексеева
Докладчик
научный сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет
Владислав Иванович Зубов
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Техника чтения, понимание текста, методика исследования навыка чтения, речевые нарушения, общее недоразвитие речи.

Тезисы

Взаимосвязь технической стороны чтения и понимания прочитанного считается несомненной в отечественной педагогике (Егоров 2006, Величенкова 2016). Однако в недавнем исследовании этот тезис был поставлен под сомнение (Зубов 2019). Для внесения ясности был проведен эксперимент и проанализированы данные о сформированности навыков чтения и понимания у школьников разных возрастных групп и с разной языковой способностью.
Участниками исследования стали школьники младших классов (3–4 классы) и старшеклассники (9–10 классы) с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи (ОНР). Навык чтения оценивался с помощью Стандартизированной методики исследования навыка чтения А. Н. Корнева (2010) в адаптированном варианте. В ходе эксперимента школьники читали вслух два текста и отвечали на ряд вопросов по содержанию. Техника чтения оценивалась по количеству правильно прочитанных слов за минуту в среднем по двум текстам, уровень понимания — по количеству правильных ответов на вопросы.
По результатам исследования у школьников с нормальным речевым развитием показатель техники чтения не связан с уровнем понимания прочитанного ни в младшей возрастной группе (N=57), ни в старшей (N=28). У младшеклассников с ОНР (N=47) также не была выявлена корреляция между исследуемыми навыками, в то время как у старшеклассников статистический анализ выявил сильную отрицательную корреляцию (N=32, r=-0,49, p=0,02): чем быстрее подростки с ОНР читают, тем хуже понимают прочитанное. Результаты для младшего возраста не дают основания согласиться с мнением отечественных педагогов. Мы рекомендуем отказаться от проверки техники чтения на скорость в младшем возрасте, а для подростков с ОНР предоставлять больше времени для выполнения заданий, требующих чтения.
Поддержано грантом Президента РФ № МК-1373.2020.6.