О коммуникативной трансформации вопросительных предложений в научных текстах
Наталья Аркадьевна Михеева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Вопросительное предложение, прямой
вопрос, косвенный вопрос, адресация
научного текста, коммуникативная транспозиция высказывания.
Тезисы
Вопросительные предложения (ВП) являются одним из самых
сильных прагматических средств в структуре научной аргументации. Это связано с тем, что их
употребление здесь нетипично, они находятся в позиции контраста с доминирующей
утвердительной направленностью научного текста. Адаптируясь к контексту
научной речи, ВП реализуют не первичные, а
вторичные функции. Первичной функцией ВП является запрос информации.
Функциональное назначение ВП в научных текстах иное, поскольку цель данных
текстов состоит в сообщении нового знания, а не в получении информации от кого
бы то ни было. Несмотря на то, что в письменной научной коммуникации преобладает
монологическая форма организации
текстовых высказываний, диалогичность пронизывает весь научный текст. При написании научной статьи автор находится в условиях
не реального контакта с
адресатом, их диалог разделен в пространстве и во времени. В этой ситуации
автор сталкивается с необходимостью установить и поддерживать взаимодействие с адресатом,
управлять его вниманием в тексте, убеждать в правильности собственной аргументации,
создавать доверие к новому источнику информации, т. е. он постоянно инсценирует заочный диалог с
партнером по общению. Для достижения этих целей автору приходится
прибегать к различным средствам скрытой
адресации, одним из которых являются вопросительные предложения. В
условиях письменной научной коммуникации автор не ждет ответа на вопрос. ВП в таких случаях ориентированы не
на получение, а на передачу информации и на привлечение внимания адресата к
важным с точки зрения автора смысловым сегментам текста. В докладе представлен количественный
анализ ВП в разных структурно-композиционных частях немецких научных статей и обобщены
наблюдения над коммуникативной транспозицией ВП в сферу утверждения и
побуждения.