49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

О коммуникативной трансформации вопросительных предложений в научных текстах

Наталья Аркадьевна Михеева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Вопросительное предложение, прямой вопрос, косвенный вопрос, адресация научного текста, коммуникативная транспозиция высказывания.

Тезисы

Вопросительные предложения (ВП) являются одним из самых сильных прагматических средств в структуре научной аргументации. Это связано с тем, что их употребление здесь нетипично, они находятся в позиции контраста с доминирующей утвердительной направленностью научного текста. Адаптируясь к контексту научной речи, ВП реализуют не первичные, а вторичные функции. Первичной функцией ВП является запрос информации. Функциональное назначение ВП в научных текстах иное, поскольку цель данных текстов состоит в сообщении нового знания, а не в получении информации от кого бы то ни было. Несмотря на то, что в письменной научной коммуникации преобладает монологическая форма организации текстовых высказываний, диалогичность пронизывает весь научный текст. При написании научной статьи автор находится в условиях не реального контакта с адресатом, их диалог разделен в пространстве и во времени. В этой ситуации автор сталкивается с необходимостью установить и поддерживать взаимодействие с адресатом, управлять его вниманием в тексте, убеждать в правильности собственной аргументации, создавать доверие к новому источнику информации, т. е. он постоянно инсценирует заочный диалог с партнером по общению. Для достижения этих целей автору приходится прибегать к различным средствам скрытой адресации, одним из которых являются вопросительные предложения. В условиях письменной научной коммуникации автор не ждет ответа на вопрос. ВП в таких случаях ориентированы не на получение, а на передачу информации и на привлечение внимания адресата к важным с точки зрения автора смысловым сегментам текста. В докладе представлен количественный анализ ВП в разных структурно-композиционных частях немецких научных статей и обобщены наблюдения над коммуникативной транспозицией ВП в сферу утверждения и побуждения.