Ведьмы XXI в.: городской шаманизм и бытовая магия
Анна Владимировна Конева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Ключевые слова, аннотация
Повседневная культура, образ женщины, ритуалы, традиции, воображаемое.
Тезисы
В современной культуре женщина играет множество ролей. Можно сказать, что идентичность женщины стала мозаичной, множественной, текучей — словом, к образу женщины относятся те же самые определения, которые исследователи применяют к концепту идентичности в целом. Становится ли от этого понятнее, что происходит с образом женщины и женской идентичностью? Пожалуй, нет. В докладе я хочу посмотреть на то, что произошло в современности с той сакральной частью женской идентичности, которая в традиционной культуре была выражена в образе ведьмы.
Образ современной ведьмы отличается от ведьмы традиционной, отличаются и ее функции. И если традиционная ведьма путешествовала между миром живых и мертвых, налаживая связь между мирами там, в пространстве сакральном, то современная, скорее, налаживает эту связь здесь, в мире профанном. Так магические ритуалы становятся частью повседневных практик.
Традиционная ведьма имела множество характеристик и функций. В современности ряд из них перестали быть востребованы, но потребность прикоснуться к сакральной части идентичности тем не менее осталась. Сохранились и ритуальные ведьминские практики, некоторые из которых легализованы в новых формах. Такими формами стали, например, городской шаманизм, гадание на картах Таро, бытовая ритуальная магия. «Ведание» как часть женской идентичности приобретает другие функции, но, как представляется, сохраняет связь с опорой на сакральное. Доклад будет посвящен исследованию форм сакральной женской идентичности, которая проявляется через повседневные магические практики.
Образ современной ведьмы отличается от ведьмы традиционной, отличаются и ее функции. И если традиционная ведьма путешествовала между миром живых и мертвых, налаживая связь между мирами там, в пространстве сакральном, то современная, скорее, налаживает эту связь здесь, в мире профанном. Так магические ритуалы становятся частью повседневных практик.
Традиционная ведьма имела множество характеристик и функций. В современности ряд из них перестали быть востребованы, но потребность прикоснуться к сакральной части идентичности тем не менее осталась. Сохранились и ритуальные ведьминские практики, некоторые из которых легализованы в новых формах. Такими формами стали, например, городской шаманизм, гадание на картах Таро, бытовая ритуальная магия. «Ведание» как часть женской идентичности приобретает другие функции, но, как представляется, сохраняет связь с опорой на сакральное. Доклад будет посвящен исследованию форм сакральной женской идентичности, которая проявляется через повседневные магические практики.