Взрослым о детях: пространство детства во взрослом и не взрослом кино
Анна Владимировна Конева
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Татьяна Константиновна Вешкина
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Ключевые слова, аннотация
Психологическое кино, детство, детско-родительские отношения в кино, ребенок, индивидуальность, Другой.
Тезисы
Тема контроля, заявленная в конференции, имеет множество аспектов. В докладе я хочу затронуть относительно новую для кино тему детства, тему контроля в детско-родительских отношениях. Современное кино демонстрирует ряд трендов, из которых для этого доклада значимы два. Во-первых, это психологизация кино, что заметно и в сериалах, и в «большом» кино. И во-вторых, тема толерантности. В докладе я хочу посмотреть на то, как современное кино проблематизирует толерантность к детству.
Детство как феномен появилось не так уж и давно, предметом изучения стало лишь в середине ХХ в., а в кино и вовсе детство оставалось почти лубочной сказочной картинкой. Фильмы про детей снимались для детей и снимались взрослыми. Это был отдельный жанр, дидактический и, бесспорно, контролирующий. Ребенок в кино был, скорее, приемом, а не темой. Но в последнее время тема детства изменила свое звучание. Ребенок стал важной фигурой современного кино, а детско-родительские отношения — темой, поднимающей глубокие психологические вопросы. Кино начинает исследовать пространство детства, открывая его инаковость. Ребенок предстает как Другой, требующий толерантного отношения, и речь не только о детских осбудсменах.
В докладе я хочу посмотреть, как современное кино видит фигуру ребенка, какие проблемы поднимает, как детско-родительские отношения демонстрируют проблемы контроля и власти.
Детство как феномен появилось не так уж и давно, предметом изучения стало лишь в середине ХХ в., а в кино и вовсе детство оставалось почти лубочной сказочной картинкой. Фильмы про детей снимались для детей и снимались взрослыми. Это был отдельный жанр, дидактический и, бесспорно, контролирующий. Ребенок в кино был, скорее, приемом, а не темой. Но в последнее время тема детства изменила свое звучание. Ребенок стал важной фигурой современного кино, а детско-родительские отношения — темой, поднимающей глубокие психологические вопросы. Кино начинает исследовать пространство детства, открывая его инаковость. Ребенок предстает как Другой, требующий толерантного отношения, и речь не только о детских осбудсменах.
В докладе я хочу посмотреть, как современное кино видит фигуру ребенка, какие проблемы поднимает, как детско-родительские отношения демонстрируют проблемы контроля и власти.