49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Ключевое слово ‘классика’: теория, история, прагматика

Ирина Львовна Попова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН

Ключевые слова, аннотация

Канон, классика, классический писатель, историческая поэтика.

Тезисы

Что такое классика и классики, каковы происхождение и история этих понятий? Как происходит становление классики, древней и новой, национальной и мировой? Как классика становится ключевым словом и как соотносится с понятиями ‘литература’ и ‘канон’? Представление о классическом писателе как образце для обучения и подражания, сформированное античностью в одном ряду с представлением о каноне, имело сложную судьбу. Исчезнув на несколько столетий (Средневековье вплоть до XII в. не знало понятия ‘образцовый писатель’, все авторы были равноценны и вневременны), а затем возродившись, классика стала ключевым понятием сначала европейской, а затем мировой литературы и теории. Распространение понятия ‘классика’ и ‘классический писатель’ не только на древнюю, но и на новую словесность переформатировало литературный процесс, создало новые образовательные модели и стратегии литературной истории. Классический автор заслуживает быть интегрированным в культуру целиком, во всей полноте своего творчества — этот принцип, провозглашенный в рамках идеологии классики, задал вектор развития эдиционных и герменевтических практик модерной истории. Появились полные собрания сочинений и, как следствие, изменился статус личного архива писателя, превратившегося из частного, внутрисемейного дела в публичный культурный институт. Как следствие, изменился статус рукописей, ставших неотъемлемой частью не только истории текста, но и истории идей. Классика рассматривается в институциональном и в историческом аспектах: как институт, эмблематизирующий нацию, ее язык, традицию и культуру, и как ряд сменяющих друг друга моделей большой длительности в их генезисе, рецепции и исторической трансформации.