Александр Полигистор и Главк из Регия как источники Псевдо-Плутарха в трактате «О музыке»
Нина Александровна Алмазова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Древнегреческая музыка, Александр Полигистор, Главк
из Регия, Псевдо-Плутарх, трактат «О музыке».
Тезисы
В докладе предпринимается попытка уточнить, какие
именно пассажи в трактате «О музыке», дошедшем в корпусе Плутарха, восходят к труду
Александра Полигистора (I в. до н. э.) «Свод данных о Фригии». Прежде всего, обосновывается точка
зрения, согласно которой цитата из Александра в главе 5 доходит до конца 1132 F. Анализ содержания этой цитаты
показывает, что рассуждение о преемственности среди кифаредов и влиянии на них
предшественников, по всей вероятности, заимствовано Александром из труда Главка из Регия (конец V — начало IV в. до н. э.) «О древних поэтах и музыкантах». Далее, к сочинению
Полигистора возводится глава 7 Псевдо-Плутарха, в которой, как и в первой
цитате со ссылкой на этого автора, речь идет о роли в истории музыки фригийских
авлетов Гиагнида, Марсия и Олимпа. Здесь Александр снова использует материал Главка
(тот назван по имени). Но, по-видимому, регийскому ученому был известен только
один Олимп, тогда как представление об Олимпе старшем и младшем, а также
альтернативные версии по поводу атрибуции их достижений были собраны
Полигистором из других источников. В целом представляется, что автор трактата
«О музыке» почерпнул все свои данные о становлении этого искусства (главы 3–10)
из двух книг — Гераклида Понтийского и Александра Полигистора, причем оба
ссылались на Главка, которого сам Псевдо-Плутарх не читал. К труду Александра
он обратился потому, что Гераклид не интересовался историей чисто
инструментальной музыки — авлетики.