49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Образы китайцев в пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира»

Вэйци Лян
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Образы китайцев, М. А. Булгаков, трагикомедия, «Зойкина квартира», функции.

Тезисы

В пьесе «Зойкина квартира» роли китайцев обычно воспринимаются как второстепенные, а в нашем исследовании пытаемся доказать о их важности во многих аспектах структуры пьесы и выявить их функции. Прежде всего, образы китайцев выполняют сюжетообразующую функцию. Они уже появились при проявлении первоначального авторского замысла о создании пьесы, и находились в любовной интриге с Манюшкой. Неблагополучное решение этого любовного столкновения привело к трагичному финалу пьесы. В пьесе присутствуют два китайца, которые по характеру имеют и сходства и различия. Особенно интересен демонический образ Херувима, чье прозвище явно парадоксально. С помощью карнавального приема увенчания — развенчания писатель постепенно раскрывает подлинную сущность Херувима. Ведь не способность Зои разобраться в настоящем лице Херувима под многими масками является важной и прямой причиной провала своего дела. Кроме того, как отметили некоторые исследователи, зойкина квартира и китайская прачечная зеркальны. По нашему мнению, эти два пространства создают единый хронотоп пьесы. Делается вывод о том, что китайцы, кажущиеся второстепенными персонажами, в пьесе играют важную роль. Образы китайцев в пьесе выполняют сюжетообразующую функцию, связывают трагическое и карнавальное начала пьесы, также подтверждают жанр пьесы как «трагикомедия».