Рукописи Минеи XVI–XVII вв. из псковско-тартуской коллекции
Наталья Нечунаева
Докладчик
доцент
Таллиннский университет
Таллиннский университет
Ключевые слова, аннотация
Псково-Печерский монастырь, псковско-тартуская коллекция, рукописная книга, Минея, «свой текст», «чужой
текст», приписки на полях.
Тезисы
В докладе представлены 24 рукописи Минеи XVI–XVII вв., входящие в
псковско-тартускую коллекцию рукописных книг исторического, литературного и
богослужебного содержания, история хранения которых связана с библиотекой
Псково-Печерского монастыря (1586–1941 гг.; 1990 г. — по настоящее время) и
Научной библиотекой Тартуского университета (1941–1990 гг). О первоначальном месте хранения коллекции свидетельствует опись библиотеки
монастыря 1586–1587 гг. и записи на полях рукописей. В 1990 г. коллекция была возвращена Псково-Печерскому монастырю. Списки Минеи из коллекции соотносятся
с иерусалимским уставом по составу и структуре текста. Минеи — строгий богослужебный
текст. Для писца текст «чужой», так
как он не создаётся, а переписывается, а все изменения имеют причины: смена
устава, изменение техники перевода, развитие языковой системы. Поля рукописи и
конец текста — источник информации о личности писца, о времени и месте создания списка, о традициях скриптория. Приписки воспринимаются писцом как «свой» текст, не совпадающий по
содержанию и исполнению с основным текстом памятника. Норма служебных книг
диктовала регулярное воспроизведение текста по образцу: в составе памятей,
структуре текста и лингвистических чтениях. Реально списки Минеи допускают
включение «своих» элементов на всех
текстовых уровнях — от содержания до разночтения языковых единиц. В некоторые
рукописи включены памяти общерусским и псковским святым, в том числе Евфросину
Псковскому (Минея на май Mscr.708). Псковско-тартуские списки Минеи выделяются из
общего корпуса текстов присутствием большого количества таких элементов, затрагивающих
содержание и отражающих особенности письма на псковской земле.