Текст под контролем: отечественный сценарий в эпоху продюсерского кино
Ирина Анатольевна Мартьянова
Докладчик
профессор
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова, аннотация
Кино, новая цензура, продюсер, режиссер, сценарий, текст.
Тезисы
Современные
режиссеры и сценаристы не смеют отрицать роль продюсера, который не только
дает (в идеале — находит) деньги для фильма, но и, участвуя в его
создании, определяет его стратегию на всех стадиях: от досъемочного периода до постпродакшн (написание сценария, привлечение режиссера,
кастинг, выбор натуры, дистрибуция фильма и т. д.).
Успешным можно
назвать творческий тандем А. Роднянского и А. Звягинцева, которым важна победа сценария на престижных
конкурсах как до, так и после съемок фильма. Это, в свою очередь,
повышает профессиональный статус сценариста, работа которого закономерно
оказывается в центре внимания не только режиссера,
но и продюсера. Сценарии самого Звягинцева (и его соавтора О. Негина)
перестали быть демонстрацией исключительно творческого замысла: они
демонстрируют в том числе коммерческий потенциал фильма, зарабатывая аванс
на его съемку.
Продюсер Роднянский
позиционирует себя как рационального профессионального редактора, творческого
рецензента киносценариев фильмов А.
Звягинцева. В других случаях, по словам Ю. Арабова, продюссеры выступают
в роли «высокооплачиваемых цензоров». Новая цензура подчас жестоко ломает
судьбу сценария и фильма («Мастер и Маргарита» Ю. Кары и т. д.). Но как бы то ни было, мы
являемся свидетелями неизбежного изменения текста отечественного сценария в
эпоху продюсерского кино.