Кто на кого охотится, или Лексическое оформление ситуации охоты в Песни о нибелунгах
Сергей Александрович Жилюк
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
История немецкого языка, средневерхненемецкий, мотив охоты в средневековой литературе, Песнь о нибелунгах, устное творчество.
Тезисы
Авторы средневековых рыцарских романов
нередко прибегали к описанию не только ратных подвигов героев, но и их
развлечений, среди которых особую роль играли пиры и охота. Охота позволяла
лишний раз показать доблесть воинов, подвергнуть их испытаниям, из которых они
неизменно выходили победителями, будто покоряя силы природы.
При этом в произведениях нибелунгова цикла (в это понятие включаются и тексты Эдды, и Сага о Тидреке, и норвежские баллады, и Песнь о Нибелунгах) герои не склонны искать развлечений в погоне за дичью по лесам. Следует, однако, отметить, что некоторые произведения о Сигурде/Зигфриде все-таки содержат мотив охоты — к ним, например, относится и Песнь о нибелунгах.
Для чего автору(ам) Песни понадобилось добавлять охоту (причем единожды) в текст произведения? В докладе мы предлагаем ответить на этот вопрос при помощи лексико-семантического анализа ситуации охоты, описанной в авентюре XVI, повествующей об убийстве Зигфрида. Анализу подвергается лексика из нескольких категорий: охотники (их описание и действия), дичь (причем рассматриваются и другие упоминания диких животных в тексте Песни) и обстановка (описание леса). Предварительное изучение интересующий лексики позволяет говорить о том, что охота в Песне возникает без влияния извне (следовательно, и эпизод этот старше рыцарских романов, популяризирующих охотничий досуг), ее описание отражает специфически германские реалии. Кроме того, охота в Песне — это логическое развитие намеков на обстоятельства убийства Сигурда в текстах Эдды. В заключение предполагается изучить возможную формульность, содержащуюся в авентюре XVI, что позволит высказать более или менее обоснованную гипотезу об устном или письменном характере этого эпизода.
При этом в произведениях нибелунгова цикла (в это понятие включаются и тексты Эдды, и Сага о Тидреке, и норвежские баллады, и Песнь о Нибелунгах) герои не склонны искать развлечений в погоне за дичью по лесам. Следует, однако, отметить, что некоторые произведения о Сигурде/Зигфриде все-таки содержат мотив охоты — к ним, например, относится и Песнь о нибелунгах.
Для чего автору(ам) Песни понадобилось добавлять охоту (причем единожды) в текст произведения? В докладе мы предлагаем ответить на этот вопрос при помощи лексико-семантического анализа ситуации охоты, описанной в авентюре XVI, повествующей об убийстве Зигфрида. Анализу подвергается лексика из нескольких категорий: охотники (их описание и действия), дичь (причем рассматриваются и другие упоминания диких животных в тексте Песни) и обстановка (описание леса). Предварительное изучение интересующий лексики позволяет говорить о том, что охота в Песне возникает без влияния извне (следовательно, и эпизод этот старше рыцарских романов, популяризирующих охотничий досуг), ее описание отражает специфически германские реалии. Кроме того, охота в Песне — это логическое развитие намеков на обстоятельства убийства Сигурда в текстах Эдды. В заключение предполагается изучить возможную формульность, содержащуюся в авентюре XVI, что позволит высказать более или менее обоснованную гипотезу об устном или письменном характере этого эпизода.