«…дабы придать моему повествованию местный колорит»: исторические личности в зеркале готической новеллистики
Анастасия Андреевна Липинская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Готическая новелла, жанр, история, миф.
Тезисы
Британская
готическая новелла охотно обращается
к историко-легендарному материалу, но
трансформирует его согласно своим
внутренним законам. Реальные
исторические личности присутствуют
преимущественно на периферии или же «в
отраженном свете», сами превращаются
в своего рода миф: жанр
готической новеллы предполагает разговор
не о закономерностях истории, но о
прошлом, вторгающемся в настоящее,
причем, как правило, сквозь призму
субъективного восприятия.
По
частоте упоминаний лидирует, вероятно,
Кромвель, но полноценным персонажем он
не становится, оставаясь знаком эпохи
религиозных конфликтов и «зарытых
монастырских сокровищ». Также
нередки варианты в духе «Графа Магнуса»
М. Р. Джеймса или персонажей
А. Грея: несколько реальных
личностей и фольклорных типажей сливаются
воедино, порождая героя, существующего
в воображаемом пространстве на стыке
истории, современности и страшной
легенды.
Собственно
механизм рождения исторической легенды,
мифологизации личности исследуется С.
Бэринг-Гулдом в новелле «Жан Бушон».
Превращение Жанны Д’Арк из героини в
объект туристической индустрии,
незатейливой массовой культуры находит
ироническую параллель в создании
памятника официанту Жану Бушону:
вороватый обыватель запечатлен в образе
самоотверженного героя.
И,
наконец, отношения современного человека
с историческим прошлым становятся
предметом авторской рефлексии в новеллах,
где призраки известных,
реально
существовавших лиц
не угрожают никому, но лишь являются в
зеркале (королева Мария у А. Конан Дойла,
юные брат и сестры Бронте у А. Квиллер-Куча).
Рассказчик
здесь — сострадающий и ностальгирующий
зритель, чувствующий свою сопричастность
(иногда весьма болезненную) к происходящему.