Методика формирования интонационной коммуникативно-речевой компетенции
Ася Ильинична Куприянова
Докладчик
старший преподаватель
Тюменский государственный университет
Тюменский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Интонация,
интонационные коммуникативно-речевые компетенции, интонационный архетип,
интонация как универсальная категория искусства, интонология.
Тезисы
Современное состояние речевой практики общества
характеризуется увеличением удельного веса устной речи, что особенно заметно в
медийной сфере. При изучении устной речи основные усилия направляются в сферу
орфоэпических норм, на выработку дикции. Что касается интонации, то она хорошо
описана и изучается преимущественно грамматическом аспекте (ИК русской речи в
трактовке «Русской грамматики» 1980 г.). Интонация как универсальная
категория искусства (проза и поэзия, музыка, живопись, архитектура и др.) в сфере
филологической науки, особенно лингвистики, изучена недостаточно.
В преподавании устной речи методика формирования
интонационной коммуникативно-речевой компетенции системно не разработана, хотя
ее востребованность достаточно велика и все время растет. Высокий уровень
интонационной коммуникативно-речевой компетенции необходим прежде всего
профессионалам речи (начинающим журналистам, политикам, пиар-специалистам,
иностранцам, изучающим русский язык для профессиональной работы с русской речью
и др.). Отсутствие хорошо отработанных методик приводит к тому, что способность
формировать и воспроизводить интонационно-мелодическую сторону речи в ее соответствии
с заданным параметрами остается вопросом индивидуального и спонтанного
формирования интонационного слуха. Предлагаемая методика формирования интонационной
коммуникативно-речевой компетенции основывается на категории интонационного
архетипа. Последний представляет собой узнаваемую и легко воспроизводимую
интонационную модель. Являясь транслятором кода культуры, он связывает
отдельные явления культуры в одно целое. В предлагаемой методике главное место
отводится медийным интонационным архетипам, так как в настоящее время именно на
основе медийной речи складывается представление о русском литературном языке в
целом.