49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Мысль кино: от контролирующей рефлексии к вниманию/восприятию

Нина Михайловна Савченкова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Кинематограф, мышление, контроль, рефлексия, внимание, восприятие, Вальтер Беньямин, теория мышления Фрейда.

Тезисы

Функция контроля родилась в контексте становления дисциплинарных институтов и практик и была тесно связана с видением, найдя свое полное воплощение в паноптической метафоре, где мышление и видение, встречаясь, обретают всю полноту власти. Рождение фотографии и кинематографа как будто бы дает новую жизнь практикам контроля в силу обретенной способности к точной фиксации реального. Однако Вальтер Беньямин фиксирует зазор «двойной объективации»: между запечатлением и воспроизведением возникает область интимного, где функция видения трансформируется. Мне представляется, что, опираясь на идею Беньямина, мы можем понять кинематографическое мышление не через идентификационные и рефлексивные процедуры, но, в соответствии с определением, данным Фрейдом сознанию, как «орган чувств для восприятия психических качеств». Мышление, осуществляемое фильмом, в этом смысле, скорее, внимание и восприятие, нежели рефлексия и конструирование, что обеспечивает нас новой теоретической перспективой для понимания многих современных кинообразов и кинопрактик. Эта перспектива находит поддержку и со стороны гуманитарных исследований, где практически переписываются основные философские решения ХХ в. Такие методологические инструменты, как психоанализ, феноменология, диалектика утрачивают привычные очертания, и радикально переосмысливаются, интегрируясь в современную повседневность. Кинематограф же является тем экологическим пространством, где происходят названные процессы и где мысль открывает и формирует саму себя.