Мысль кино: от контролирующей рефлексии к вниманию/восприятию
Нина Михайловна Савченкова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Кинематограф, мышление, контроль, рефлексия, внимание, восприятие, Вальтер Беньямин, теория мышления Фрейда.
Тезисы
Функция контроля родилась в контексте становления
дисциплинарных институтов и практик и была тесно связана с видением, найдя свое
полное воплощение в паноптической метафоре, где мышление и видение, встречаясь,
обретают всю полноту власти. Рождение фотографии и кинематографа как будто бы
дает новую жизнь практикам контроля в силу обретенной способности к точной
фиксации реального. Однако Вальтер Беньямин фиксирует зазор «двойной
объективации»: между запечатлением и воспроизведением возникает область
интимного, где функция видения трансформируется. Мне представляется, что,
опираясь на идею Беньямина, мы можем понять кинематографическое мышление не
через идентификационные и рефлексивные процедуры, но, в соответствии с
определением, данным Фрейдом сознанию, как «орган чувств для восприятия
психических качеств». Мышление, осуществляемое фильмом, в этом смысле, скорее,
внимание и восприятие, нежели рефлексия и конструирование, что обеспечивает нас
новой теоретической перспективой для понимания многих современных кинообразов и
кинопрактик. Эта перспектива находит поддержку и со стороны гуманитарных
исследований, где практически переписываются основные философские решения ХХ в.
Такие методологические инструменты, как психоанализ, феноменология, диалектика
утрачивают привычные очертания, и радикально переосмысливаются, интегрируясь в
современную повседневность. Кинематограф же является тем экологическим
пространством, где происходят названные процессы и где мысль открывает и
формирует саму себя.