Между тоталитаризмом и хаосом — проблема контроля в фильмах «Аванпост» и «Вторжение»
Франциска Викторовна Фуртай
Докладчик
профессор
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Ключевые слова, аннотация
Контроль, хаос,
российский кинематограф, «Аванпост», «Вторжение», Егор Баранов, Федор
Бондарчук, фантастика, боевик.
Тезисы
В 2019 г. в российском прокате, почти одновременно появились два
блокбастера: «Аванпост» режиссера Егора Баранова и «Вторжение» Федора
Бондарчука. Не случайно, что эти фильмы столь схожи: и в плане
жанровой принадлежности, и своей визуальной эстетикой, выстроенной на основе
компьютерной графики, и хроматической серо-черной доминантой, и
апокалипсическим сюжетом — столкновение земной цивилизации с инопланетным
разумом. Главной причиной смыслового сходства этих фильмов, является то, что
они касаются проблемы контроля, которая становится одной из самых актуальных в
условиях информационной цивилизации. Два российских блокбастера представляют
проблему контроля в ее крайних проявлениях — либо как жесткий тотальный
контроль, либо как полная его потеря, ведущая общество к хаосу. В фильме Егора Баранова на наибольшей части планеты
отключаются все источники энергии, перестают работать системы связи, миллиарды
погибают от страшного токсина. Выжившие попадают под инопланетный контроль
настолько, что превращаются в зомби, способные выполнять только внешнюю волю. В
«кругу жизни» остается небольшой участок суши, на котором остаются элементы
социального контроля, необходимые для более или менее обычной жизнедеятельности
людей. Во «Вторжении» Федора Бондарчука также присутствует
апокалипсическая тональность: над планетой в буквальном смысле нависла угроза
вторжения, сталкиваются два взгляда на степень контроля. Если на Земле ученые и
военные пытаются контролировать непонятную силу главной героини фильма, которая
была в контакте с пришельцем, а также манипулировать массами посредством
информационных технологий, то инопланетяне готовы применить самую радикальную
меру — очистить Землю от ее обитателей — видя в людях массу страстей,
плохо поддающихся самоконтролю и тотальной
дисциплине.