Части речи и грамматические категории в научном тексте: корпусный подход
Марина Юрьевна Сидорова
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Русский язык, научный текст, корпусный анализ, части речи, грамматические категории.
Тезисы
И качественный, и количественный подходы к грамматике научного текста в современной русистике сосредоточены на выявлении общих черт научного стиля речи (научного текста) как такового. Дисциплинарная специфика при этом уходит на второй план: предполагается, что грамматические доминанты отдельных дисциплин менее значимы, чем такие объединяющие «все» научные тексты характеристики, как существенное преобладание имен над глаголами, форм настоящего времени несовершенного вида над прочими глагольными формами, безличность и т. п. Из этого теоретического подхода вытекает и современная лингводидактика научного текста. Однако он требует корректировки. В докладе такая корректировка будет представлена на материале созданных под руководством автора 12 корпусов собственно научных и научно-учебных текстов, представляющих 10 естественнонаучных областей. В центре рассмотрения будут языки химии и биологии. Результаты ручного и автоматизированного анализа показывают существенную грамматическую специфику отдельных областей естественнонаучного знания как на уровне частей речи, так и на уровне функционирования грамматических категорий. Это касается частотности глагольной лексики (в том числе неполнознаменательных глаголов, традиционно рассматриваемых как примета научного стиля) и глагольных форм (в том числе причастных и деепричастных), предлогов, предметных и признаковых существительных и др. Эта специфика обусловлена тематически более, чем жанрово. Ее обнаружение имеет прямые следствия для изменения подхода к научному тексту как к объекту обучения и в курсах русского языка и культуры речи (академической коммуникации) для русскоязычных студентов, и в при преподавании РКИ.